«Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». К.Г.Юнг.

Песочная терапия как метод психотерапии возник в рамках аналитической психологии. Песочная терапия – это метод, позволяющий снять внутреннее напряжение, восстановить психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Часто работу с песком считают исключительно детским методом. Хотя, сами арт-терапевты, работающие с песком, считают эту форму психологической работы для взрослых и пожилых людей, даже более эффективной, чем для детей.

Песочная терапия или терапия с песком начала применяться в практике работы психологов в 20-е гг. XX в. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения является теоретическим фундаментом песочной терапии. Метод «терапии песком», предложенный Д. Калф, состоит в создании свободного и защищенного пространства, в котором ребенок (или взрослый) может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт, переживания, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке, рассматривалась Д. Калф как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния человека.

Песочница – это особая психологическая среда. Здесь мечты обретают реальность. Здесь можно экологично, со стороны посмотреть на какую-либо сложную жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий её разрешения. В песочнице создаётся новая реальность, в которой всё подвластно её создателю. В песочнице, разворачивается сюжет человеческой жизни, над которым не властна судьба, а повелевает сам человек (в этот момент он обретает силы для перемен в своей судьбе, ведь именно он создатель всего). Здесь рождаются новые жизненные программы и уверенность для их реализации.

Чем же так хорош песок? Прежде всего, песок является природным материалом, с раннего детства используемым человеком для игры. Вспомните свои собственные ощущения на песочном пляже, радость от возможности растянуться на песке, «закопаться» в него, просыпать сквозь пальцы или лепить из него различные фигурки. Играя с песком, можно чувствовать себя неотрывной частью этого мира, а создавая из песочной массы объёмные скульптуры, можно ощущать себя Творцом. Общение с песком даёт возможность человеку пережить удивительную гамму чувств: от одиночества до единения со всем живым на планете и осознания собственной созидательной силы, способной творить жизнь.

Если говорить о детях, то игра в песок у них позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, является средством для развития и саморазвития. Метод песочной терапии полезен для тревожных и мнительных детей, способствует снятию агрессии, повышает уверенность в себе детей с проблемами в общения. Этот метод дает хорошие результаты при работе с детьми с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, пережившими стрессовые ситуации. По мнению многих педагогов и психологов, ребенок, строя что-либо из песка, разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, приобретает бесценный опыт символического разрешения различных жизненных ситуаций. Более того, благодаря игре в песочнице, ребенок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времен года. С помощью построений на песке развивается наглядно-образное мышление, восприятие и память ребенка.

Песочная терапия не направлена на изменение и переделывание ребенка, она позволяет ему быть самим собой, что само по себе несёт значимый терапевтический эффект, ведь мало где ребёнок может быть сам собой, везде есть правила и нормы.

Метод песочной терапии применяется как с целью диагностики, так и с целью оказания первичной психологической помощи, а также в процессе краткосрочного и долгосрочного психотерапевтического воздействия. Песочная терапия нацелена на:

 — развитие познавательных процессов у ребенка: восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;

— развитие творческого потенциала;

— формирование коммуникативных навыков;

— развитие мелкой моторики рук;

— гармонизацию психоэмоционального состояния;

«Копание» в песке дает ребенку возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освободиться от страхов и внутренних проблем вполне экологичным способом.

Способ построения занятий с песком как для взрослых, так и для детей практически не отличается.

Очень часто этот метод оказывает большой диагностический и терапевтический эффект уже при первом использовании.

Человеку предлагается построить «свой мир» в песочнице, используя многочисленные фигурки. Как правило, им воспроизводится замаскированная важная на данный момент ситуация, проблема, внутренний конфликт, которые иной раз не осознаются. Они выходят в песочную среду из бессознательного, позволяя осознанно взглянуть на то, что происходит. По выстроенному «миру» видна как проблема, так и возможные пути её решения и причины возникновения.

После того как творение закончено, оно обсуждается вместе с психологом: «А что это означает?», «Что вы хотели бы изменить?», «Как в данном случае можно изменить ситуацию?». Когда человек находит объяснение своим переживаниям, он, во-первых, успокаивается, обретает чувство определённости и уверенности, во-вторых, подсознательно настраивается на изменения и быстрее находит пути разрешения проблем. Таким образом он становится творцом своей реальности.

Достоинства метода песочной терапии в работе со взрослыми и пожилыми людьми:

1. Возможность посмотреть на себя со стороны. Собственные внутренние процессы сложны для понимания и осознания человека. В контексте песочной терапии возможность посмотреть на себя, на свой внутренний мир, со стороны становится доступной, ибо песочные картины являются отражениями нашего внутреннего состояния.

2. Возможность созидательных изменений событий и взаимоотношений. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.

3.Возможность раскрытия и осознания Тайн бытия. Знакомая с детства картина: ребёнок создаёт из песка замок, некоторое время любуется им, а потом волна или он сам разрушает творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Именно это простое действие хранит уникальную Тайну бытия: всё приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено. Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля тревоги, суеты и обыденности.

4. Проявление творческих возможностей. В результате «диалога» рук с песком и водой происходит творческое самовыражение человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне становится возможным «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей изменения и развития.

5. Безопасность и экологичность в использовании данного метода. Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, что особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания в слова — например потому, что они очень остры и болезненны или просто потому, что человек не обладает даром красноречия.

Взаимодействуя с песком и миниатюрными фигурками, мы, независимо от возраста, приближаемся к себе, своему внутреннему миру. Мы более полноценно можем понять свои желания, разобраться с воспоминаниями и переживаниями, открыть источники своей внутренней силы и равновесия, а также уязвимые и слабые места. А самое главное, можем увидеть лучшее решение сложных ситуации, получаем опыт владения собой и способ конструктивного взаимодействия с окружающим миром.

В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется специалистами как в работе и с детьми, так и со взрослыми и пожилыми людьми.

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.