Чем занимается психолог в школе или в ДОУ?

  1. Главная
  2. Блог
  3. Чем занимается психолог в школе или в ДОУ?

В обществе принято считать, что психолог – это человек, который занимается всем и ничем одновременно, так как его работы не видно глазами, она остаётся как личный опыт клиента.

Но в системе образования у психолога есть вполне определённые задачи, которые приходится выполнять ежедневно.

Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога по ФГОС:

  • Психологическая диагностика
  • Психологическая профилактика и психологическое просвещение
  • Развивающая работа и психологическая коррекция
  • Психологическое консультирование

Психологическая диагностика предполагает изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).

С помощью диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов.

Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.

Психологическое индивидуальное и групповое обследование ребенка в детском саду и школе проводится с письменного согласия родителей или лиц их замещающих, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.

Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

Коррекционно-развивающая работа

Данное направление работы психолога нацелено на изменение во внутренней, психологической сфере воспитанников, но не на исправление недостатков, а выработку у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут детям стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

В своей практике педагог-психолог использует: игротерапию, арттерапию, сказкотерапию, пальчиковую гимнастику, релаксационные упражнения, игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности, упражнения для развития познавательных процессов и многое другое.

Психологическая профилактика

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.

Психологическое консультирование

Целью является оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ или школы. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

На практике же часто оказывается, что психолог в школе или ДОУ выполняет совсем не свои профессиональные функции и это далеко не всегда связано с производственной необходимостью (замещение отсутствующих педагогов). Недостаточно оборудованное пространство в кабинете, или несовременные методические материалы очень осложняют жизнь специалистов.

Сейчас к психологу предъявляются высокие требования в плане образования и квалификации, он в первую очередь должен быть компетентным. У достойного специалиста всегда есть профильное образование, сертификаты о пройденных специализациях и курсах, а также практический опыт консультирования. Важно и постоянное саморазвитие, повышение квалификации, в той области, в которой работает специалист. Всё это относится к внутренним ресурсам специалиста, но есть и внешние.

В государственной школе может учиться от нескольких сотен до нескольких тысяч человек — непозволительно большая нагрузка для одного человека.

Чтобы психолог качественно выполнял свою работу, ему нужны определённые ресурсы внешние в виде времени на свою непосредственную работу, хорошее профессиональное оборудование и подходящее помещение.

От имеющихся ресурсов напрямую зависит качество работы специалистов в образовательных учреждениях. Качество работы почти всегда соответствует условиям работы.

Проблема развития ресурсов затрагивает всю систему образования, поэтому кардинально поменять что-либо, обойдя корни, не получится. Что может сделать администрация, для повышения качества работы специалистов – найти подходящего человека, и обеспечить ресурсом для работы, а это под силу, при желании, в любом муниципальном образовательном учреждении.

В помощь педагогам и администрации образовательных учреждений мы хотим предложить комплексный инновационный продукт, который позволит в разы улучшить положение с обеспечением ресурса для работы кабинета педагога-психолога, дефектолога в образовательном учреждении.

Профессиональные столы психолога-дефектолога «Гармония» Prof, «Гармония» Edu, «Гармония» Prof Edu являются многофункциональными диагностико-коррекционными центроми развития, разработанными инженерами-конструкторами Новочеркасской Фабрики Интерактива.

Коррекционные столы психолога созданы для пополнения материально-технической базы кабинета психолога в детских садах и общеобразовательных школах, а также для расширения развивающей и коррекционной предметной среды.

Наша команда рада представить улучшенную профессиональную версию интерактивного стола психолога, который представляет собой автоматизированное рабочее место педагога-психолога.

С помощью данного интерактивного средства можно решать множество психолого-педагогических задач:

  • проведение диагностики,
  • реализация комплекса мероприятий по коррекционным, развивающим, дополнительным образовательным программам
  • осуществление консультативных работ
  • проведение анализа результативности оказываемой помощи
  • тренировка точных двигательных навыков и координации движения тренировка памяти и скорости реакции
  • работа с детьми с особыми потребностями (расстройство внимания, СДВГ, аутизм, ДЦП, гипотония и др.)
  • Многофункциональный диагностико-коррекционный центр развития (Интерактивный стол психолога) создан по рекомендациям психологов, дефектологов и включает в себя традиционные методы коррекционной педагогики, психологии и компьютерные технологии.
  • Многофункциональность системы позволяет специалисту проводить как индивидуальные, так и групповые занятия, а также решать множество развивающих и коррекционных задач.
  • На групповом занятии дети могут выполнять игровые задания, не мешая друг другу.
  • Широкий возрастной диапазон участников коррекционного процесса – с младшего дошкольного до старшего школьного возраста (3 – 17 лет) позволяет использовать данный комплекс в различных образовательных учреждениях (Детские сады, школы, медико-психолого-педагогические центры, детские развивающие центры, центры социальной помощи, детские учреждения интернатного типа).
  • Соответствует ФГОС.
  • Каждый из элементов «Стола психолога»» может быть использован индивидуально и в группе, но не отвлекая ребенка, позволяя сосредоточиться на конкретном задании.
  • Дидактический материал находится в зоне «ручной доступности», но не на виду.
  • Демонстрация коррекционного материала не вызывает угасания интереса ребенка.
  • Повышение качества обучения детей с трудностями в обучении за счет создания традиционных и компьютерных методов организации коррекционной и развивающей деятельности.
  • Предоставление информации в различной форме (текстовая и графическая информация, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала.
  • Проведение образовательной деятельности на высоком методическом уровне.
  • Представляет собой симбиоз диагностической, коррекционно-развивающей, сенсорной и консультативной зон в едином комплексе.
  • Отображение коррекционных материалов в доступной для детского восприятия форме
  • Повышение динамики процессов за счет интерактивного взаимодействия и полного погружения ребенка в процесс диагностики.
  • Возможность загрузки собственных разработок и методик.
  • Удобная интегрированная панель управления коррекционным комплексом.
  • Стильный эргономичный корпус.

Основным отличием от аналогичного оборудования является полный диагностический набор программ, необходимых в работе школьного психолога и психолога ДОУ, что позволяет не отвлекаться от своих профессиональных задач в поиске каких-либо бланковых методик и обрабатывать тесты автоматически, сохраняя результаты в Базе данных, что позволяет быстро и корректно формировать статистические справки и отчёты о проделанной работе, а также смотреть динамику развития каждого ребёнка, с которым проводились коррекционно-развивающие мероприятия.

Вот наглядный пример имеющихся диагностических методик по столам, но можно что-либо добавить по желанию учреждения.

«Гармония» Prof

№ п\п Программное обеспечение Назначение, примечания
  1. Программное обеспечение «IT Гувернёр» Комплект развивающий программ для сенсорных поверхностей. 25 блоков направленных на обучение, игру и развитие (519 игр).
В едином реестре российских программ для ЭВМ
 2. Программное обеспечение «Дошкольная психодиагностика» Тестирование компьютерное и на бумажных бланках
— Автоматические заключения после проведения диагностики
— История работы психолога с детьми, родителями и воспитателями
— Аналитика результатов тестирования
В едином реестре российских программ для ЭВМ
 3. Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки и Ф.Амен — Стимульный материал в 2-х вариантах: для мальчиков и для девочек.
— Авторское методическое пособие с рекомендациями по применению методики и программой коррекции тревожности у детей дошкольного
 4. Диагностика развития понятийных форм мышления (методика В.М. Астапова) Диагностика сформированности понятий (рисуночный стимульный материал с изображением
— Конкретных ситуаций повседневной и учебной жизни — 35 заданий).
— Диагностика умения переносить элементарные понятия на учебный процесс (вербальный стимульный материал — 25
 5. Программное обеспечение для создания мультипликации Для кружковой работы и коррекционной работы с одарёнными
 6. Опционально Есть возможность дополнительно установить всё необходимое.

«Гармония» Edu

№ п\п Программное обеспечение Назначение, примечания
 1.  Программное обеспечение «IT Гувернёр»  Комплект развивающий программ для сенсорных поверхностей. 25 блоков направленных на обучение, игру и развитие (519 игр).
В едином реестре российских программ для ЭВМ
 2.  Программное обеспечение «Школьная психодиагностика»  В едином реестре российских программ для ЭВМ
 3.  Оценка индивидуального риска аддиктивного поведения у подростков  Назначение:
— Для оценки вероятности наличия и степени выраженности проявления отдельных химических и нехимических зависимостей и форм аддиктивной реализации у подростков.
— При индивидуальном или групповом тестировании в группах подростков, с выявленным в ходе предварительного скринингового обследования высоким риском склонности к аддиктивному поведению или как отдельный этап для оценки индивидуальной и групповой динамики.
— Для психологического и экспертного сопровождения профилактических, реабилитационных или просветительских программ, направленных на предупреждение или отказ от злоупотребления психоактивными веществами или аддиктивной реализации у детей и подростков.
 4.  Оценка психологических факторов предрасположенности к аддиктивному поведению у подростков  Блок методик для осуществления индивидуальной и групповой экспертной оценки психологических факторов, влияющих на увеличение риска аддиктивной реализации у подростков, степени выраженности отдельных проблем – индивидуальные особенности, эмоциональные нарушения, социальная адаптация, семейные отношения – повышающих риск аддиктивной реализации.
 5.  Диагностика и развитие социальной ответственности подростков  Программа предназначена для психологической оценки социальных качеств личности учащихся, влияющих на адаптацию, риск девиантного поведения, способность преодолевать кризисные ситуации и, эффективность
 6.  Профориентационная система ПРОФИ- II. Новая версия ПКОБПТ  Блок тестов содержит:
— Диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павловой, Н.О. Садовниковой.
— Методика экспресс-диагностики работоспособности по психомоторным показателям (теппинг-тест Е.П. Ильина).
— Опросник для определения типов мышления и уровня креативности Дж. Брунера.
— Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» В.В. Либина.
— Тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана.
— Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Ильиной Т.И.
— Методика изучения мотивов профессиональной деятельности Головей Л.А.
— Дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО) Е.А. Климова.
— Опросник «Карта интересов» в модификации О.Г. Филимоновой.
— Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л.
 7.  Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников.  Блок состоит из двух разделов:
— Особенности познавательной деятельности –
 8.  Диагностика умственного развития школьника  Программа предназначена для психологов образовательных учреждений и может использоваться в школьной психологической службе с целью:
— Контроля за эффективностью школьного обучения в рамках сопровождения внедрения ФГОС;
— Оценки сформированности универсальных учебных действий;
— Выявления учащихся, имеющих трудности в умственном развитии и нуждающихся в коррекционной помощи;
— Выявления особенности и эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов.
 9. Диагностика школьной адаптации Блок состоит из 7 тестов, выявляющих разные компоненты риска школьной дезадаптации. Также позволяет оценить функциональные ресурсы ребенка при необходимости принятия решения о его переводе в другой класс, повышения для него уровня учебной нагрузки, вовлечения во внеклассную деятельность.
 10. Программное обеспечение для создания мультипликации  
11. Опционально Есть возможность дополнительно установить любое ПО

«Гармония» Prof Edu

№ п\п Программное обеспечение Назначение, примечания
 1.  Программное обеспечение «IT Гувернёр»  Комплект развивающий программ для сенсорных поверхностей. 25 блоков направленных на обучение, игру и развитие (519 игр).
В едином реестре российских программ для ЭВМ
 2.  Программное обеспечение «Школьная психодиагностика»  В едином реестре российских программ
 3.  Оценка индивидуального риска аддиктивного поведения у подростков  Назначение:
— Для оценки вероятности наличия и степени выраженности проявления отдельных химических и нехимических зависимостей и форм аддиктивной реализации у подростков.
— При индивидуальном или групповом тестировании в группах подростков, с выявленным в ходе предварительного скринингового обследования высоким риском склонности к аддиктивному поведению или как отдельный этап для оценки индивидуальной и групповой динамики.
— Для психологического и экспертного сопровождения профилактических, реабилитационных или просветительских программ, направленных на предупреждение или отказ от злоупотребления психоактивными веществами или аддиктивной реализации у детей и подростков.
 4.  Оценка психологических факторов предрасположенности к аддиктивному поведению у подростков  Блок методик для осуществления индивидуальной и групповой экспертной оценки психологических факторов, влияющих на увеличение риска аддиктивной реализации у подростков, степени выраженности отдельных проблем – индивидуальные особенности, эмоциональные нарушения, социальная адаптация, семейные отношения – повышающих риск аддиктивной реализации.
 5.  Диагностика и развитие социальной ответственности подростков  Блок тестов содержит:
— Диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павловой, Н.О. Садовниковой.
— Методика экспресс-диагностики работоспособности по психомоторным показателям (теппинг-тест Е.П. Ильина).
— Опросник для определения типов мышления и уровня креативности Дж. Брунера.
— Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» В.В. Либина.
— Тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана.
— Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Ильиной Т.И.
— Методика изучения мотивов профессиональной деятельности Головей Л.А.
— Дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО) Е.А. Климова.
— Опросник «Карта интересов» в модификации О.Г. Филимоновой.
— Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л.Н. Кабардовой
 6.  Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников  Блок состоит из двух разделов:
— Особенности познавательной деятельности
 7.  Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптация младших подростков.  Блок состоит из двух разделов:
— Уровень развития психических процессов и психофизиологического состояния.
— Диагностика эмоционального состояния
 8.  Диагностика умственного развития школьника  Программа предназначена для психологов образовательных учреждений и может использоваться в школьной психологической службе с целью:
— Контроля за эффективностью школьного обучения в рамках сопровождения внедрения ФГОС;
— Оценки сформированности универсальных учебных действий;
— Выявления учащихся, имеющих трудности в умственном развитии и нуждающихся в коррекционной помощи;
— Выявления особенности и эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов.
 9. Диагностика школьной адаптации Блок состоит из 7 тестов, выявляющих разные компоненты риска школьной дезадаптации. Также позволяет оценить функциональные ресурсы ребенка при необходимости принятия решения о его переводе в другой класс, повышения для него уровня учебной нагрузки, вовлечения во внеклассную деятельность
10. Программное обеспечение для создания мультипликации  
 11. Опционально Есть возможность дополнительно установить любое ПО на ваш выбор

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.

Меню