Чем занимается психолог в школе или в ДОУ?
В обществе принято считать, что психолог – это человек, который занимается всем и ничем одновременно, так как его работы не видно глазами, она остаётся как личный опыт клиента.
Но в системе образования у психолога есть вполне определённые задачи, которые приходится выполнять ежедневно.
Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога по ФГОС:
- Психологическая диагностика
- Психологическая профилактика и психологическое просвещение
- Развивающая работа и психологическая коррекция
- Психологическое консультирование
Психологическая диагностика предполагает изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).
С помощью диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов.
Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
Психологическое индивидуальное и групповое обследование ребенка в детском саду и школе проводится с письменного согласия родителей или лиц их замещающих, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.
Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).
Коррекционно-развивающая работа
Данное направление работы психолога нацелено на изменение во внутренней, психологической сфере воспитанников, но не на исправление недостатков, а выработку у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут детям стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
В своей практике педагог-психолог использует: игротерапию, арттерапию, сказкотерапию, пальчиковую гимнастику, релаксационные упражнения, игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности, упражнения для развития познавательных процессов и многое другое.
Психологическая профилактика
Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
Психологическое консультирование
Целью является оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ или школы. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
На практике же часто оказывается, что психолог в школе или ДОУ выполняет совсем не свои профессиональные функции и это далеко не всегда связано с производственной необходимостью (замещение отсутствующих педагогов). Недостаточно оборудованное пространство в кабинете, или несовременные методические материалы очень осложняют жизнь специалистов.
Сейчас к психологу предъявляются высокие требования в плане образования и квалификации, он в первую очередь должен быть компетентным. У достойного специалиста всегда есть профильное образование, сертификаты о пройденных специализациях и курсах, а также практический опыт консультирования. Важно и постоянное саморазвитие, повышение квалификации, в той области, в которой работает специалист. Всё это относится к внутренним ресурсам специалиста, но есть и внешние.
В государственной школе может учиться от нескольких сотен до нескольких тысяч человек — непозволительно большая нагрузка для одного человека.
Чтобы психолог качественно выполнял свою работу, ему нужны определённые ресурсы внешние в виде времени на свою непосредственную работу, хорошее профессиональное оборудование и подходящее помещение.
От имеющихся ресурсов напрямую зависит качество работы специалистов в образовательных учреждениях. Качество работы почти всегда соответствует условиям работы.
Проблема развития ресурсов затрагивает всю систему образования, поэтому кардинально поменять что-либо, обойдя корни, не получится. Что может сделать администрация, для повышения качества работы специалистов – найти подходящего человека, и обеспечить ресурсом для работы, а это под силу, при желании, в любом муниципальном образовательном учреждении.
В помощь педагогам и администрации образовательных учреждений мы хотим предложить комплексный инновационный продукт, который позволит в разы улучшить положение с обеспечением ресурса для работы кабинета педагога-психолога, дефектолога в образовательном учреждении.
Профессиональные столы психолога-дефектолога «Гармония» Prof, «Гармония» Edu, «Гармония» Prof Edu являются многофункциональными диагностико-коррекционными центроми развития, разработанными инженерами-конструкторами Новочеркасской Фабрики Интерактива.
Коррекционные столы психолога созданы для пополнения материально-технической базы кабинета психолога в детских садах и общеобразовательных школах, а также для расширения развивающей и коррекционной предметной среды.
Наша команда рада представить улучшенную профессиональную версию интерактивного стола психолога, который представляет собой автоматизированное рабочее место педагога-психолога.
С помощью данного интерактивного средства можно решать множество психолого-педагогических задач:
- проведение диагностики,
- реализация комплекса мероприятий по коррекционным, развивающим, дополнительным образовательным программам
- осуществление консультативных работ
- проведение анализа результативности оказываемой помощи
- тренировка точных двигательных навыков и координации движения тренировка памяти и скорости реакции
- работа с детьми с особыми потребностями (расстройство внимания, СДВГ, аутизм, ДЦП, гипотония и др.)
- Многофункциональный диагностико-коррекционный центр развития (Интерактивный стол психолога) создан по рекомендациям психологов, дефектологов и включает в себя традиционные методы коррекционной педагогики, психологии и компьютерные технологии.
- Многофункциональность системы позволяет специалисту проводить как индивидуальные, так и групповые занятия, а также решать множество развивающих и коррекционных задач.
- На групповом занятии дети могут выполнять игровые задания, не мешая друг другу.
- Широкий возрастной диапазон участников коррекционного процесса – с младшего дошкольного до старшего школьного возраста (3 – 17 лет) позволяет использовать данный комплекс в различных образовательных учреждениях (Детские сады, школы, медико-психолого-педагогические центры, детские развивающие центры, центры социальной помощи, детские учреждения интернатного типа).
- Соответствует ФГОС.
- Каждый из элементов «Стола психолога»» может быть использован индивидуально и в группе, но не отвлекая ребенка, позволяя сосредоточиться на конкретном задании.
- Дидактический материал находится в зоне «ручной доступности», но не на виду.
- Демонстрация коррекционного материала не вызывает угасания интереса ребенка.
- Повышение качества обучения детей с трудностями в обучении за счет создания традиционных и компьютерных методов организации коррекционной и развивающей деятельности.
- Предоставление информации в различной форме (текстовая и графическая информация, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала.
- Проведение образовательной деятельности на высоком методическом уровне.
- Представляет собой симбиоз диагностической, коррекционно-развивающей, сенсорной и консультативной зон в едином комплексе.
- Отображение коррекционных материалов в доступной для детского восприятия форме
- Повышение динамики процессов за счет интерактивного взаимодействия и полного погружения ребенка в процесс диагностики.
- Возможность загрузки собственных разработок и методик.
- Удобная интегрированная панель управления коррекционным комплексом.
- Стильный эргономичный корпус.
Основным отличием от аналогичного оборудования является полный диагностический набор программ, необходимых в работе школьного психолога и психолога ДОУ, что позволяет не отвлекаться от своих профессиональных задач в поиске каких-либо бланковых методик и обрабатывать тесты автоматически, сохраняя результаты в Базе данных, что позволяет быстро и корректно формировать статистические справки и отчёты о проделанной работе, а также смотреть динамику развития каждого ребёнка, с которым проводились коррекционно-развивающие мероприятия.
Вот наглядный пример имеющихся диагностических методик по столам, но можно что-либо добавить по желанию учреждения.
«Гармония» Prof
№ п\п | Программное обеспечение | Назначение, примечания |
1. | Программное обеспечение «IT Гувернёр» | Комплект развивающий программ для сенсорных поверхностей. 25 блоков направленных на обучение, игру и развитие (519 игр). В едином реестре российских программ для ЭВМ |
2. | Программное обеспечение «Дошкольная психодиагностика» | Тестирование компьютерное и на бумажных бланках — Автоматические заключения после проведения диагностики — История работы психолога с детьми, родителями и воспитателями — Аналитика результатов тестирования В едином реестре российских программ для ЭВМ |
3. | Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки и Ф.Амен | — Стимульный материал в 2-х вариантах: для мальчиков и для девочек. — Авторское методическое пособие с рекомендациями по применению методики и программой коррекции тревожности у детей дошкольного |
4. | Диагностика развития понятийных форм мышления (методика В.М. Астапова) | Диагностика сформированности понятий (рисуночный стимульный материал с изображением — Конкретных ситуаций повседневной и учебной жизни — 35 заданий). — Диагностика умения переносить элементарные понятия на учебный процесс (вербальный стимульный материал — 25 |
5. | Программное обеспечение для создания мультипликации | Для кружковой работы и коррекционной работы с одарёнными |
6. | Опционально | Есть возможность дополнительно установить всё необходимое. |
«Гармония» Edu
№ п\п | Программное обеспечение | Назначение, примечания |
1. | Программное обеспечение «IT Гувернёр» | Комплект развивающий программ для сенсорных поверхностей. 25 блоков направленных на обучение, игру и развитие (519 игр). В едином реестре российских программ для ЭВМ |
2. | Программное обеспечение «Школьная психодиагностика» | В едином реестре российских программ для ЭВМ |
3. | Оценка индивидуального риска аддиктивного поведения у подростков | Назначение: — Для оценки вероятности наличия и степени выраженности проявления отдельных химических и нехимических зависимостей и форм аддиктивной реализации у подростков. — При индивидуальном или групповом тестировании в группах подростков, с выявленным в ходе предварительного скринингового обследования высоким риском склонности к аддиктивному поведению или как отдельный этап для оценки индивидуальной и групповой динамики. — Для психологического и экспертного сопровождения профилактических, реабилитационных или просветительских программ, направленных на предупреждение или отказ от злоупотребления психоактивными веществами или аддиктивной реализации у детей и подростков. |
4. | Оценка психологических факторов предрасположенности к аддиктивному поведению у подростков | Блок методик для осуществления индивидуальной и групповой экспертной оценки психологических факторов, влияющих на увеличение риска аддиктивной реализации у подростков, степени выраженности отдельных проблем – индивидуальные особенности, эмоциональные нарушения, социальная адаптация, семейные отношения – повышающих риск аддиктивной реализации. |
5. | Диагностика и развитие социальной ответственности подростков | Программа предназначена для психологической оценки социальных качеств личности учащихся, влияющих на адаптацию, риск девиантного поведения, способность преодолевать кризисные ситуации и, эффективность |
6. | Профориентационная система ПРОФИ- II. Новая версия ПКОБПТ | Блок тестов содержит: — Диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павловой, Н.О. Садовниковой. — Методика экспресс-диагностики работоспособности по психомоторным показателям (теппинг-тест Е.П. Ильина). — Опросник для определения типов мышления и уровня креативности Дж. Брунера. — Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» В.В. Либина. — Тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана. — Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Ильиной Т.И. — Методика изучения мотивов профессиональной деятельности Головей Л.А. — Дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО) Е.А. Климова. — Опросник «Карта интересов» в модификации О.Г. Филимоновой. — Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л. |
7. | Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников. | Блок состоит из двух разделов: — Особенности познавательной деятельности – |
8. | Диагностика умственного развития школьника | Программа предназначена для психологов образовательных учреждений и может использоваться в школьной психологической службе с целью: — Контроля за эффективностью школьного обучения в рамках сопровождения внедрения ФГОС; — Оценки сформированности универсальных учебных действий; — Выявления учащихся, имеющих трудности в умственном развитии и нуждающихся в коррекционной помощи; — Выявления особенности и эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов. |
9. | Диагностика школьной адаптации | Блок состоит из 7 тестов, выявляющих разные компоненты риска школьной дезадаптации. Также позволяет оценить функциональные ресурсы ребенка при необходимости принятия решения о его переводе в другой класс, повышения для него уровня учебной нагрузки, вовлечения во внеклассную деятельность. |
10. | Программное обеспечение для создания мультипликации | |
11. | Опционально | Есть возможность дополнительно установить любое ПО |
«Гармония» Prof Edu
№ п\п | Программное обеспечение | Назначение, примечания |
1. | Программное обеспечение «IT Гувернёр» | Комплект развивающий программ для сенсорных поверхностей. 25 блоков направленных на обучение, игру и развитие (519 игр). В едином реестре российских программ для ЭВМ |
2. | Программное обеспечение «Школьная психодиагностика» | В едином реестре российских программ |
3. | Оценка индивидуального риска аддиктивного поведения у подростков | Назначение: — Для оценки вероятности наличия и степени выраженности проявления отдельных химических и нехимических зависимостей и форм аддиктивной реализации у подростков. — При индивидуальном или групповом тестировании в группах подростков, с выявленным в ходе предварительного скринингового обследования высоким риском склонности к аддиктивному поведению или как отдельный этап для оценки индивидуальной и групповой динамики. — Для психологического и экспертного сопровождения профилактических, реабилитационных или просветительских программ, направленных на предупреждение или отказ от злоупотребления психоактивными веществами или аддиктивной реализации у детей и подростков. |
4. | Оценка психологических факторов предрасположенности к аддиктивному поведению у подростков | Блок методик для осуществления индивидуальной и групповой экспертной оценки психологических факторов, влияющих на увеличение риска аддиктивной реализации у подростков, степени выраженности отдельных проблем – индивидуальные особенности, эмоциональные нарушения, социальная адаптация, семейные отношения – повышающих риск аддиктивной реализации. |
5. | Диагностика и развитие социальной ответственности подростков | Блок тестов содержит: — Диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павловой, Н.О. Садовниковой. — Методика экспресс-диагностики работоспособности по психомоторным показателям (теппинг-тест Е.П. Ильина). — Опросник для определения типов мышления и уровня креативности Дж. Брунера. — Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» В.В. Либина. — Тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана. — Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Ильиной Т.И. — Методика изучения мотивов профессиональной деятельности Головей Л.А. — Дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО) Е.А. Климова. — Опросник «Карта интересов» в модификации О.Г. Филимоновой. — Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л.Н. Кабардовой |
6. | Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников | Блок состоит из двух разделов: — Особенности познавательной деятельности |
7. | Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптация младших подростков. | Блок состоит из двух разделов: — Уровень развития психических процессов и психофизиологического состояния. — Диагностика эмоционального состояния |
8. | Диагностика умственного развития школьника | Программа предназначена для психологов образовательных учреждений и может использоваться в школьной психологической службе с целью: — Контроля за эффективностью школьного обучения в рамках сопровождения внедрения ФГОС; — Оценки сформированности универсальных учебных действий; — Выявления учащихся, имеющих трудности в умственном развитии и нуждающихся в коррекционной помощи; — Выявления особенности и эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов. |
9. | Диагностика школьной адаптации | Блок состоит из 7 тестов, выявляющих разные компоненты риска школьной дезадаптации. Также позволяет оценить функциональные ресурсы ребенка при необходимости принятия решения о его переводе в другой класс, повышения для него уровня учебной нагрузки, вовлечения во внеклассную деятельность |
10. | Программное обеспечение для создания мультипликации | |
11. | Опционально | Есть возможность дополнительно установить любое ПО на ваш выбор |
Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.