Дефектолог в школе – инструменты работы.

  1. Главная
  2. Блог
  3. Дефектолог в школе – инструменты работы.

Основной задачей дефектологического кабинета является обеспечение условий для оптимального развития детей с отклонениями в развитии, или как ещё говорят, с трудностями в обучении.

В кабинете создаётся предметная среда с корректирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами. А именно, оборудование должно соответствовать ФГОС, так как организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете дефектолога имеет важное значение при формировании личности ребенка с отклонениями в развитии, или с трудностями в обучении. Эта среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Правильное формирование среды является оптимальным условием для коррекционной работы в целом.

Кабинет дефектолога — это специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Предметная среда дефектологического кабинета проектируется в соответствии с Программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Развивающая среда кабинета создаётся на основе принципов построения предметного пространства. А точнее, доступности, мобильности, вариативности, эстетичности, безопасности здоровьесбережения.

Доступность: игровой материал, дидактические пособия должны быть расположены на нижних полках и тумбах, материал и документация дефектолога – на верхних закрытых полках, в ящиках письменного стола.

Здоровьесберегающие: кабинет должен иметь достаточное естественное основное и искусственное освещение, должна быть проведена пожарная сигнализация. Окна должны иметь жалюзи, позволяющих защитить от прямых солнечных лучей глаза учеников во вторую половину дня. Стены кабинета должны иметь светлый цвет, цвет мебели желательно выбирать естественных тонов.

Мобильность: дидактические пособия, детские столы должны отодвигаться, зеркало по мере необходимости закрываться ширмой: пространство кабинета должно быть динамично и легко меняться в зависимости от поставленных задач на день.

Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия должны быть многовариантны в зависимости от возраста детей и задач обучения.

Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры должны быть выполнены из ярких материалов и эстетически оформлены.

Для работы должны присутствовать разные функциональные модули:

  • Коррекция речи и развитие познавательных процессов;
  • Снижение эмоционального напряжения;
  • Создание эффективной коммуникации;

Основными методическими инструментами для работы с детьми с ментальными и физическими расстройствами являются профессиональные логопедические приборы, интерактивные устройства с программным обеспечением, игровые атрибуты для сенсорной комнаты, учебные и развивающие карточки.

Оборудование кабинета предполагает наличие:

-стола;

-зеркала;

-стульев;

-полок для пособий;

— места, для мытья рук и инструментов

Возможные Дидактические материалы:

— Наборы коробок для сыпучих материалов и сами сыпучие материалы.

— Геометрические фигуры.

— Счётные палочки.

— Мелкий счётный материал.

— Наборы цифр.

— Различные варианты пособий по развитию внимания, памяти, восприятия, мышления, речевого развития;

— Детские книги.

— Иллюстрации разных времён года и частей суток.

-Пособия по ознакомлению с окружающим миром.

-Шнуровки.

-Мозаика.

-Пирамидки.

-Матрешки.

-Игры с прищепками.

-Наборы пазлов по возрастам.

-Кубики.

-Цветные карандаши

-Разрезные картинки

-Пирамидки-вкладыши

-Набор звучащих инструментов.

-Пособия для индивидуального развития

-Разрезные картинки.

-Счетные палочки.

-Игры с прищепками.

-«Сухой бассейн из крупы, кофе».

-Наборы мелких предметов (бусы, пуговицы, жёлуди, ракушки, мелкие игрушки).

-Массажные шарики «Су-Джок» и др.

-Тренажёры для дыхательной гимнастики.

Методические материалы:

-Картотека по артикуляционной гимнастике.

-Картотека дыхательной гимнастики.

-Картотека пальчиковой гимнастики.

-Материалы по автоматизации звуков.

-Материалы по дифференциации звуков.

-Карточки для проведения артикуляционной гимнастики

-Альбомы по развитию фразовой речи.

Диагностический материал.

— Карты обследования ребёнка.

— Результаты мониторинга.

Для удобства работы специалистов дефектологов школ Новочеркасская Фабрика Интерактива производит достаточное количество оборудования, способного заменить очень многое из дидактических материалов и методических пособий.

Вот небольшой перечень оборудования от НФИ, готового помочь в различных направлениях работы специалиста-дефектолога:

№п\пНаправление работыИспользуемые интерактивные средства НФИ
1Развитие познавательной сферыИнтерактивная доска или настенная панель «Солнышко», «Облако», «Ладушки», «Рыжик» и др. для психолога выполняет роль наглядно-демонстрационного и практического материала при работе с детьми. На доске воспроизводятся игры, диагностические методики, психологические тесты, наглядный и практический материал, а также детям предоставляется возможность выполнять психологические задания с помощью непосредственной работы на доске. Интерактивные столы логопеда «Standart» и «Prof». Многофункциональные интерактивные комплексы «Хутор», «Дерево знаний», «Будь здоров». «Гармония» Prof Edu
2Развитие мелкой моторикиТактильные песочные комплексы «Ромашка», «Ручеек»; Многофункциональный тактильный комплекс-парта; Световой планшет для песочной анимации «Сэнд-лайт», «Сэнд-плюс»; Стилизованные  световые столы: «Дельфин», «Колодец», «Сундук», «Телега», «Краб», «Емеля на печи», «Медуза». Интерактивный световой песочный комплекс «SandProf», Дидактический комплекс «Познаватель», «Развиватель», Многофункциональные дидактические модули «Мозаика», «Карусель», «Гармония» Prof Edu
3Развитие эмоциональной сферыИнтерактивный комплекс «Бременские музыканты», Мастерская мультипликации «Волшебный мир», Многофункциональный интерактивный стол психолога «Гармония» Prof Edu
4Развитие коммуникативной сферыИнтерактивный многофункциональный комплекс «Экономград», Мастерская мультипликации «Волшебный мир»
5Развитие социальных навыковИнтерактивный многофункциональный комплекс «Экономград», Мастерская мультипликации «Волшебный мир», Интерактивные комплексы-тренажёры «Волшебный автобус», «Автобот», «Дорожная азбука», «Добрая дорога»

Документация дефектолога.

— Личные дела.

— Рабочая программа.

— Списочный состав (наполняемость группы).

— Перспективный план работы с группой.

— Календарно-тематический план.

— Годовой план.

— Расписание занятий, утверждённое руководителем учреждения образования.

— Журнал взаимодействия с родителями.

— Журнал консультаций с родителями и педагогами.

— Журнал взаимодействия с воспитателем.

— Должностная инструкция.

Также специалисту-дефектологу может быть удобно хранить документацию в собственном ПК, установленном на большинство интерактивных комплексов от НФИ, с установленным программным обеспечением, где есть возможность вести электронный документооборот.

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.

Меню