Преимущества использования интерактивного оборудования в работе педагогов специальных учреждений для детей с нарушениями развития речи

  1. Главная
  2. Актуальная лента
  3. Преимущества использования интерактивного оборудования в работе педагогов специальных учреждений для детей с нарушениями развития речи

Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. С помощью речевой функции человек передаёт своё видение мира другим людям, тем самым обогащая его у них, и наоборот, отталкивается от видения других людей, обогащая тем самым свой личный опыт восприятия этого мира. Таким образом личный опыт постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественной и культурной сфер человеческой деятельности.

Можно сказать, что речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память.

Л. С. Выготский писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся здоровая ЦНС и отсутствие сложных органических патологий, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком, отсутствие сенсорной депривации.

В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями.

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается одна из отраслей дефектологии — логопедия.

В России существует сеть специализированных коррекционных учреждений, для детей с дефектами речи.

Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений:

—  ясли-сад для детей с нарушениями речи,

— логопедический детский сад,

— группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа,

— учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи,

— школа для детей с нарушениями,

— логопедические пункты при общеобразовательных школах,

— группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры:

— логопедические кабинеты при детских поликлиниках,

— «речевые» стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т.п.,

— детские санатории,

— сурдологические кабинеты,

— специализированные ясли.

В этих учреждениях осуществляется всестороннее обследование и диагностика детей, лечебные и профилактические мероприятия (по показаниям) и интенсивный курс логопедических занятий по индивидуальной программе в соответствии со спецификой нарушения (афазия, заикание, ринолалия, дислалия и др.).

В системе социальной защиты

— имеются специализированные дома ребенка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей.

— специализированные интернаты

Внедрение специализированных интерактивных и компьютерных технологий в российских школах и ДОУ, позволяет перейти на новый уровень развития образовательного процесса. Учителя, психологи, логопеды, воспитатели др. специалисты активно используют интерактивное оборудование и информационно-компьютерные технологии в обучении детей, это не только полезно, но и удобно в работе, позволяет повысить эффективность коррекционного процесса в целом и сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывая закономерности и особенности общего развития детей. А различные специализированные компьютерные программы – это перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Поэтому логопеды используют компьютерные программы и технологии с целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, а также для создания у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.

Педагогическая и коррекционная работа с детьми ОВЗ и детьми инвалидами, в корне отличается от привычной работы педагога в силу имеющихся различий развития.

Основными преимуществами специализированных компьютерных программ и технологий являются в работе с данными категориями детей:

1. Повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль).

2. Возможность самореализации детей.

3. Индивидуализация (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития).

4. Развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, стимулирование ребёнка к более высоким достижениям).

5. Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения и с учётом самочувствия, а также психологического настроя ребёнка.

6. Сокращение сроков коррекционной работы.

7. Дидактическое оснащение (исключает оформления многочисленных карто чек и т.д.).

Новочеркасская фабрика Интерактива в настоящее время является одним из немногих разработчиков и производителей различных интерактивных комплексов, применяемых в системе образования, для специалистов, работающих с детьми ОВЗ и детьми инвалидами. Это многофункциональные интерактивные столы для работы логопедов, дефектологов и психологов, логопедические комплексы «Шхуна», «Замок с волшебной комнатой», многофункциональный интерактивный стол психолога «Гармония» и многое другое оборудование.

Общая характеристика детей с ОВЗ позволяет говорить о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь в полном объёме. Таких детей часто называют «нетипичные дети», «дети с проблемами в обучении» и т.д.

Но наличие того или иного недостатка не предопределяет неправильного, как многие считают, развития.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям детей ОВЗ относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использования специализированных или адаптированных компьютерных программ, которые условно делятся на три вида:

 — обучающие;

 — развивающие;

 — диагностирующие.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой — относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).

В оборудовании от Новочеркасской Фабрики Интерактива предусмотрены предустановленные программы для развивающих, коррекционных и диагностических работ, а также возможность установления своего необходимого программного обеспечения, для полноценной работы специалистов с детьми ОВЗ и детьми инвалидами.

Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ включает в себя:

— выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;

— организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;

— развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи,

мелодико-интонационной окраски;

— коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;

— коррекцию и развитие артикуляционной моторики;

— коррекцию звукопроизношения;

— коррекцию и развитие фонематического слуха, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи;

— коррекцию процессов чтения и письма

— развитие психических процессов, коммуникативных навыков.

Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят комплексный подход, который можно реализовать с помощью многофункциональных интерактивных столов психолога и логопеда, которые предполагают:

  • тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
  • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
  • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
  • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия,
  • использование компьютерных технологий и технических средств обучения;

Таким образом, логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования от НФИ, является важной частью в процессе коррекции речи таких детей. Оно позволяет развивать и корректировать речевое развитие дошкольников и школьников, формировать речевые предпосылки к усвоению школьной программы, позволяет решать задачи успешной социализации детей.

Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы и методы, а также использование инновационных технологий.