Коррекция трудностей обучения у детей младшего школьного возраста с использованием интерактивного оборудования.

Основная причина трудностей в обучении – низкий уровень нейродинамических показателей психической деятельности, который обуславливает низкий уровень умственной работоспособности.

Что такое нейродинамика. Для продуктивной деятельности человеку необходимо находиться в состоянии активного бодрствования – это возможно при достаточном тонусе коры головного мозга. А это возможно в том случае если:

— кора головного мозга ребёнка достаточно зрелая для обучения физиологически;

— ребёнок находится в состоянии активного бодрствования, но не перенапряжён и не расслаблен (присутствует интерес к происходящему);

— удовлетворены все базовые жизненные потребности организма (ребёнок сыт, выспался, в комфортных температурных и световых условиях, сходил в туалет);

Дети с трудностями обучения отличаются по некоторым характеристикам, а именно:

  1. Очень долго выполняют домашнее задание (сидят с ним без особого продвижения, пока взрослый не станет рядом и не начнёт чётко говорить, что делать и в какой последовательности).
  2. Нет средних показателей работоспособности, то медленно, то быстро, (темп деятельности неустойчивый).
  3. Дети трудно встают по утрам в школу, тяжело собираются.
  4. Спустя немного времени после выполнения учебной деятельности у них повышается двигательная активность (ёрзают на стуле, крутят что-то в руках, грызут карандаш или ручку).
  5. Быстро утомляются и отвлекаются от выполнения учебных задач (витают в облаках).

При этом, общий интеллект ребёнка может быть достаточно высоким, о таких детях зачастую говорят, что ребёнок умный, но ленивый, то есть имеет трудности в обучении, которые могут проявляться следующим образом:

  1. Неумением учиться;
  2. Низкой мотивацией достижения успеха;
  3. Несформированностью учебных интересов;
  4. Нарушением внимания;
  5. Неумением ребенка учитывать свои индивидуальные особенности (нейродиномические показатели).

Но все перечисленные симптомы указывают не на лень, а на проблемы с развитием либо функционированием некоторых мозговых структур, отвечающих за нейродинамику.

Улучшить мозговую активность можно с помощью вполне простых процедур и упражнений.

Необходимо:

— насыщение мозга кислородом

— улучшение кровотока головного мозга (например массаж шейно-воротниковой зоны)

— массаж всего тела

— закаливающие процедуры

— бассейн и плавание

— сенсорная стимуляция

— сенсо-моторные упражнения и спорт

— телесно-ориентированная терапия

— чёткий и правильный режим дня по возрасту (полноценный сон, зарядка, правильное питание)

— занятия с нейропсихологом на развитие внимания и навыков саморегуляции.

Психодинамические особенности, влияющие на успеваемость.

Существенным фактором, влияющим на успеваемость детей, является умение использовать в процессе обучения свои индивидуальные особенности: свойства нервной системы, преобладание функций левого или правого полушария, леворукость и особенности темперамента. Безусловно, младший школьник не может справиться с этим самостоятельно, и поэтому у него возникают существенные проблемы.

Согласно современным представлениям свойства нервной системы определяются генотипом и являются практически неизменными, стабильными характеристиками человека. Среди основных свойств нервной системы выделяются сила и подвижность – как наиболее влияющие на обучение ребенка и поведение.

Противоположный полюс – слабость нервной системы. Ребёнок со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.

Другое свойство нервной системы – подвижность – определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Подвижной нервной системе противостоит инертная. У человека с инертной системой замедленное протекание нервных процессов.

Уравновешенность – это свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Сильное преобладание первого типа, отличающего повышенной импульсивностью, активностью.

Согласно результатам психологических исследований, школьники со слабой и инертной нервной системой учатся хуже, чем дети с другими свойствами нервной системы. Они чаще относятся к категории слабоуспевающих и неуспевающих. Поэтому имеет смысл более подробно остановиться именно на них.

Выявлено, что наиболее сложными для детей со слабой нервной системой являются следующие виды учебных ситуаций:

  • длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке) ребенок быстро устает и начинает допускать ошибки, а также медленнее усваивает материал;
  • выполнение заданий, которые требуют нервно-психологического напряжения, особенно в условиях ограниченного времени (например, самостоятельная или контрольная работа);
  • ситуация, где надо быстро отвечать на вопросы, особенно в неспокойной обстановке;
  • работа в условиях, требующих распределения или переключения внимания (например, когда ребенку надо одновременно слушать учителя и писать в тетради);
  • урок, на котором необходимо усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию учебный материал;
  • обучение под руководством вспыльчивого педагога;

Среди ситуаций, которые воспринимаются инертными детьми как трудные, выделяют следующие:

  • задания, направленные на сообразительность при высоком темпе работы;
  • оценивание продуктивности усвоения материала сразу по ходу его изучения;
  • необходимость быстрого переключения внимания с одного вида деятельности на другой, частые отвлечения (на замечания учителя или вопросы других детей);
  • урок в высоком темпе с заданиями, которые разнообразны по содержанию и по способам решения;
  • время работы ограничено, а невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой.

Подобные школьные ситуации более благоприятные для динамических особенностей сильных и подвижных учащихся. Именно поэтому дети со слабой и инертной нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении, чем сильные и подвижные, и чаще встречаются среди неуспевающих.

Для того, чтобы учебная деятельность слабых и инертных была успешной, необходимо помочь им выработать специальные приемы ее организации.

Важно создать условия для развития учеником своих преимуществ, которые обеспечивают свойства его нервной системы.

Вот несколько рекомендаций для детей со слабой нервной системой:

  1. Чаще делать перерывы на отдых – это будет компенсировать быструю утомленность.
  2. Проверять результаты своей работы после ее выполнения – это поможет преодолеть недостаточную сосредоточенность и отвлекаемость.
  3. Заранее и тщательно готовиться к уроку это позволит компенсировать медленный темп работы в школе.
  4. Научиться методам активной переработки учебного материала (приемам систематизации, группировки, составления плана и др.) – это создает условия для полноценного усвоения информации и, тем самым, будет способствовать снижению нервно-психического напряжения в период самостоятельных и контрольных работ.

Инертные учащиеся могут воспользоваться следующими приемами:

  1. Тактика быстрого, но неполного ответа с последующим дополнением после небольшой паузы. В ситуации, когда учитель задает вопросы в высоком темпе, использование этого приема дает ребенку дополнительное время на обдумывание ответа.
  2. Прием предваряющих ответов. Его можно использовать в ситуациях, когда все вопросы заранее известны (например, написаны на доске). В таком случае инертному ребенку необходимо пропустить ответы на последующие вопросы. В противном случае, пока инертный ребенок готовится к первому вопросу, более подвижные учащиеся ответят на него, и у инертного ученика не будет возможности продемонстрировать свои знания.
  3. Прием предварительной формулировки ответа в уме. Инертному ребенку сложно конструировать фразы по ходу выступления, поэтому прежде чем говорить, он должен заранее продумать свой ответ.

Немало проблем возникает также у импульсивных и расторможенных детей, у которых неуравновешенный тип нервной системы. Для них необходима специальная организация их поведения и работы, как на уроке, так и дома. При этом важно помнить, что замечания, крик и угрозы на таких ребят не действуют, поскольку причина их поведения коренится в особенностях функционирования нервной системы. В тех случаях, когда такой ребенок не может сосредоточиться на задании в процессе учебной деятельности, то можно включить его в игру. Использование в обучении принципа соревнования и игр по правилам с получением выигрыша может помочь импульсивным детям научиться быть более внимательным, лучше понимать и усваивать учебный материал.

Коррекция и компенсация психодинамических особенностей детей в условиях учебного учреждения.

№ п/п Виды деятельности и формы воспитания Оборудование от НФИ
  Самоподготовка, то есть то время, которое отведено учащимся на выполнение домашнего задания. Интерактивная доска или настенная панель «Солнышко», «Облако», «Ладушки», «Рыжик» и др. для психолога выполняет роль наглядно-демонстрационного и практического материала при работе с детьми. На доске воспроизводятся игры, диагностические методики, психологические тесты, наглядный и практический материал, а также детям предоставляется возможность выполнять психологические задания с помощью непосредственной работы на доске. Многофункциональные интерактивные комплексы «Хутор», «Дерево знаний», «Будь здоров».
  Познавательные (чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, экскурсии); Многофункциональный тактильный комплекс-парта;Световой планшет для песочной анимации «Сэнд-лайт», «Сэнд-плюс»; Стилизованные  световые столы: «Дельфин», «Колодец», «Сундук», «Телега», «Краб», «Емеля на печи», «Медуза», Интерактивный световой песочный комплекс «SandProf», Дидактический комплекс «Познаватель», «Развиватель», Многофункциональные дидактические модули «Мозайка», «Карусель»
  Творческие (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация, оригами и т.п.); Интерактивные столы психолога, логопеда, дефектолога «Гармония»«Юнга», «Боцман», «Капитан». Мастерская мультипликации «Волшебный мир»
  Досуговые (прогулки, развивающие, творческие,  подвижные игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки). Интерактивный многофункциональный комплекс «Экономград», Мастерская мультипликации «Волшебный мир», Интерактивные комплексы-тренажёры «Волшебный автобус», «Автобот», «Дорожная азбука», «Добрая дорога»

 Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.