Интерактивное обучение финансовой грамотности в ДОУ
Люди очень редко задумываются о финансах, в рамках эффективного распоряжения ими, так как у большинства, как им кажется, нет достаточного количества средств для всевозможных финансовых операций. Также, большинству наших сограждан некогда думать о том, на сколько они финансово грамотны, а это достаточно важный вопрос, ответ на который говорит об их социальной состоятельности. Сейчас интерес к различным видам пассивного дохода постепенно возрастает, но возникает вопрос где взять необходимые знания и умения и как развить финансовую грамотность.
Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.
Финансово грамотный человек – это человек, который:
- Самостоятельно грамотно обращается с денежными средствами, то есть – получает (зарабатывает), сохраняет и приумножает их;
- Самостоятельно ведет учёт доходов и расходов;
- Хорошо ориентируется в экономической обстановке страны и мира;
- Самостоятельно распознаёт признаки финансового мошенничества;
- Ответственно выполняет свои обязательства как налогоплательщик;
- Самостоятельно ориентируется в банковских продуктах и услугах.
Минфин РФ при содействии Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» провели масштабный проект изучения финансовой грамотности населения РФ
Результаты этого исследования были представлены 20 мая 2020 года в ходе онлайн-конференции в пресс-центре МИА «Россия Сегодня».
В ходе презентации результатов исследования эксперты также обсудили значение финансового просвещения в период преодоления экономических последствий пандемии COVID-19.
Оператором уникального по своим масштабам исследования, в котором приняли участие 85 000 респондентов по всей России, выступил аналитический центр НАФИ.
Для оценки уровня финансовых знаний, навыков и установок населения согласно методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) использовался Индекс финансовой грамотности, отражающий способность человека к разумному управлению личными финансами.
Этот показатель измеряется в диапазоне от 1 до 21 балла. В 2019 году Индекс финансовой грамотности россиян вырос на 2% до 12,37 балла (в 2018 году –12,12 балла). Увеличилось и число россиян с высоким уровнем финансовой грамотности (рост почти на 3 п.п. по сравнению с 2018 годом – тогда эта доля составляла 9,7%).
№ | Уровень финансовой грамотности Россиян в 2019г. | % |
1. | Высокий | 12,4 |
2. | Средний | 46,8 |
3. | Низкий | 40,8 |
Наиболее финансово грамотные жители России – это мужчины и женщины в возрасте 30-45 лет, люди с высшим образованием, квалифицированные специалисты и руководители, люди в браке, воспитывающие 1-2 детей. Низкий уровень финансовой грамотности характерна для неработающих (студентов и, особенно, пенсионеров), людей, не пользующихся финансовыми продуктами, многодетных семей, сельских жителей и жителей малых городов.
Наши дети очень рано включаются в экономическую жизнь. Когда ходят с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают деньги в подарок. Это про то, что финансовую грамотность необходимо развивать уже в младшем дошкольном возрасте и потом всю жизнь нарабатывать навыки эффективного распоряжения денежными средствами.
Спрос – рождает предложение и на рынке появилось много различных тренингов и программ развития финансовой грамотности для взрослых и детей. Одним из наиболее эффективных способов работы с детьми является игра, особенно интерактивная её модель. В игре дети легче понимают сложные процессы и лучше запоминают необходимые приёмы и действия.
На Новочеркасской Фабрике Интерактива был создан специализированный Многофункциональный обучающий комплекс финансовой грамотности «Экономград» из серии «Кисельковое царство». Он разработан в соответствии со «Стратегией повышения финансовой грамотности населения в РФ на 2017-2023 годы», на основе методических рекомендаций для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников и предназначен для изучения основ финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он имеет несколько модулей:
Модуль «Банк»
- Антивандальный сенсорный экран с диагональю 32”, поддержка 10 одновременных касаний.
- Встроенный управляющий ПК.
- Ситуативный тренажер «Комбинация» Состав: кнопочная тренажерная LED панель, голосовое сопровождение, кнопки переключения режимов.
- Автоматизированный тренажер идентификации банкнот РФ с режимами Изучение/тестирование.
- Состав: RFID считыватель, сейф с электронным замком, муляжи денежных банкнот РФ со встроенными IR датчиками номиналов.
- Единый блок управления интеллектуальной системой.
- Прошивка нижнего уровня версии «КЦ 2.0».
- Встроенная акустическая система (выходная мощность 20 Вт.
- Монолитный пульт управления интерактивным комплексом (USB разъем, кнопка включения/отключения подачи питания, кнопка запуска ПК).
- Вспомогательное оборудование для управления комплексом: специализированная ручка-стилус для работы на сенсорном экране, беспроводная клавиатура, беспроводная «мышь».
Модуль «Магазин» (продовольственная и кассовая зона)
- Витрина.
- Встроенные счеты.
- Прилавок.
- Весы.
- Дидактические компоненты «Товары».
- Касса-калькулятор.
- Колесная база модуля с фиксаторами.
Дидактические наборы
- Набор денежных средств (купюры и монеты) «Кисельковое царство».
- Комплект настольных тематических игр.
- Карточки магнитные тематические.
Встроенная магнитная поверхность
Пакет обучающих мультфильмов
Пакет специализированного программного обеспечения:
Финансовая грамотность развивается у детей в разном возрасте в зависимости от этапов прохождения ребёнком различных жизненных трудностей от первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег до получения первых самостоятельных денег в виде стипендии или какого-либо заработка.
Чтобы научиться эффективно распоряжаться финансами дети должны иметь представления о таких категориях как: деньги, потребности и желания, товарно-денежные отношения, семейный бюджет, оплата труда и т.д.
Какими должны быть знания ребёнка о финансах:
№ п/п | Категории |
1. | Общие сведения о деньгах:что такое деньги и для чего они нужны;как и где пользоваться деньгами;как правильно считать деньги;что значит экономить деньги;как безопасно пользоваться денежными средствами. |
2. | Потребностная сфера:какие бывают потребности;желания и возможности человека. |
3. | Товарно-денежные отношения:знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа»;от чего зависит цена товара;как определить качество товара. |
4. | Труд и деньги:какой бывает труд, знакомство с профессиями;как определить продукт труда;оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»; |
5. | Семейный бюджет:что такое семейный бюджет и из чего он состоит;расходы и доходы в семье;какие могут быть источники дохода для семьи;способы экономии семейного бюджета. |
Интерес к финансовой сфере у детей возникает достаточно рано и связан от с потребностной сферой. Ребёнок идёт в магазин с родителями и видит многообразные интересные товары, которые привлекают его в силу своей яркости и новизны. Детям хочется всё потрогать и посмотреть у них срабатывает «ориентировочный рефлекс», это естественное детское поведение – хотеть всё что интересно. При этом понимание «своё — чужое» появляется только к 3 годам, когда формируется чувство «Я». С этого возраста родитель может потихоньку начинать учить ребёнка финансовой грамотности, играя с ним в тематические игры.
Более серьёзные разговоры о финансах стоит начинать, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Чаще всего это возраст 5-7 лет (уже сформированы наглядно-действенное, наглядно-образное и формируется словесно-логическое мышление). К 7 годам также формируется волевая и мотивационная сферы, что позволяет уже говорить о том, почему, например, нельзя купить что-то прямо сейчас (если эта покупка не соответствует семейному бюджету).
Отвечать на детские вопросы стоит на доступном для ребёнка уровне. Дети должны прийти к пониманию, что не все желания должны удовлетворяться сразу и что заработанные родителями деньги тратятся на вполне определённые нужды всех членов семьи.
Родителям хотелось бы дать некоторые рекомендации по развитию финансовой грамотности ребёнка:
- Планируя посещение магазина, составляйте список покупок вместе с ребёнком
- Научите ребенка правильно выбирать товар и обращать внимание на качество и срок годности
- Рассказывайте ребёнку, как мама и папа зарабатываю деньги, за что им платят и сколько.
- Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки, постарайтесь вместе отремонтировать их, объясняя почему нельзя купить новую и когда можно будет это сделать.
- Обговорите с ребёнком школьного возраста какие у него будут траты (проезд, питание в столовой, мелкие расходы на канцелярию и т.д.) и сколько карманных денег ему потребуется, как рационально их распределить и что будет если потратить не на то, что было запланировано.
- Расскажите ребёнку о безопасности, о том, что в школе кто-нибудь может вымогать деньги и как с этим быть, как их лучше хранить, чтобы случайно не потерять.
- Также важно дать понимание того, что есть товары, которые ему ни в коем случае нельзя покупать, даже если его кто-то об этом попросит (сигареты, алкоголь и курительные смеси, лекарственные препараты).
И в заключении хочется сказать о том, что начинать освоение финансовой грамотности стоит всегда с себя, так как родитель прежде всего пример для ребёнка во всём и здесь тоже. Планируйте бюджет, совершайте меньше спонтанных покупок, изучайте основы финансовой грамотности вместе со своими детьми.
Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.