С раннего детства, как только ребенок учится ходить, он становится участником дорожного движения. Он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями, или водитель велосипеда, самоката, гироскутера и т.д.

Улица привлекает детей своей новизной, обилием разных новых впечатлений, многообразием движущихся, ярких разнообразных объектов: автомобилей, автобусов, мотоциклов, людей, животных. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник дорожного движения. А здесь его как раз и подстерегает опасность. Актуальность этой проблемы связана с тем, что дети никогда сознательно не нарушают правила дорожного движения, они их просто могут не знать, могут забыть, отвлекаясь на что-то интересное, могут не понять, как использовать то правило, которое уже знают и т.д.

У ребенка дошкольного возраста присутствует так называемый, ориентировочный рефлекс, который заставляет его интересоваться окружающим миром и всем, что в нём происходит. Но при этом отсутствует чувство опасности из-за недостатка необходимого опыта и реакций на дорожную обстановку, которые свойственны взрослым.

Часто водители жалуются именно на то, что дети неожиданно выскакивают на дорогу, не замечая опасности. Они также сталкиваются с другими пешеходами, могут шуметь и нарушать общественный порядок в транспорте. Желание получать новые впечатления часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, и на улицах города. Но подобное поведение не является для детей чем-то неестественным, это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Поэтому так важно родителям и педагогам рассказывать детям об общей безопасности поведения. А в современном мире, сложно говорить о безопасности, не учитывая ситуации на дороге. С каждым годом количество автомобилей только растёт и происшествия с их участием также.

Исходя из сложившийся ситуации знание Правил Дорожного Движения становится обязательным для каждого ребёнка детсадовского и школьного возраста. Так как очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП) становятся сами дети. К этому приводит то, что дети не знакомы с элементарными правилами дорожного движения и поведения на улице. А также то, что взрослые равнодушно относятся к поведению детей на дороге, не только не стараются помочь правильно перейти дорогу, но и сами нарушают правила ПДД при детях.

Маленькие дети в силу возрастных особенностей могут недооценивать опасность ситуации, либо переоценивать свои возможности. Они считают, что они достаточно ловкие, чтобы успеть быстро перебежать дорогу или переехать её на самокате, гироскутере, велосипеде. Также дети бывают недостаточно внимательны на дороге, отвлекаясь на музыку в наушниках или на разговоры с друзьями могут не заметить, приближающийся автомобиль, не заметить на какой свет светофора переходят дорогу.

Дети могут внезапно появиться на дороге перед мчащейся машиной, а то и затеять весёлую игру прямо на проезжей части. В связи с этим возникают опасные ситуации, нередко приводящие к ДТП и детскому травматизму.

С раннего детства обучая детей правилам ПДД, можно избежать многих неприятных ситуаций на дороге.

В детских садах правилам дорожного движения ребятишек начинают учить на третьем году жизни, начиная закладывать основы культуры поведения. Родители могут начать подобное воспитание дома ещё до поступления ребёнка в детское образовательное учреждение, подобрав соответствующие возрасту ребёнка игры (в машинки в дорогу с кукольными героями), обучая в игре тому, что можно на дороге, а что нельзя. Очень важно, чтобы дошколята получали знания, полезные для пешеходов, чтобы родители уделяли этому вопросу достаточно внимания и времени, чтобы родители собственным примером показывали ребёнку что можно, а чего делать нельзя.

Но именно здесь и возникает противоречие между желанием родителей воспитать ребенка грамотным пешеходом и безответственным, инертным отношением к этому процессу. Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах.

Именно поэтому Новочеркасской Фабрикой Интерактива были разработаны интерактивные комплексы-тренажёры по изучению ПДД («Дорожная азбука»,«Добрая дорога» «Автобот»,«Волшебный автобус». Они произведены в нескольких вариантах, разной сложности, могут использоваться как в детских садах, так и в школах, колледжах, развлекательных и досуговых детских центрах, могут использоваться для игр детей с родителями. Данные комплексы были разработаны по рекомендациям отдела пропаганды УГИБДД с помощью методистов и педагогов образовательных учреждений.

И выполняют следующие задачи:

  • Образовательные – обучение детей правилам дорожного движения (по возрасту), знакомство с основными знаками, освоение умений и навыков безопасного поведения
  • Развивающие – развитие целостного восприятия дорожной ситуации
  • Воспитательные – дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, общая культура поведения, навыки дорожного этикета

Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса, занятия должны быть прежде всего интересными, насыщенными и занимательными. Материал должен содержать в себе элементы чего-либо необычайного, удивительного, неожиданного., создавать положительный эмоциональный настрой. Ведь именно приём эмоционального отклика ведет за собой процесс понимания и запоминания любой информации более эффективным.

Поэтому занятия с использованием подобных интерактивных комплексов-тренажеров имеют ряд преимуществ перед обычными уроками грамотности по ПДД. Комплексы полностью антивандальные, дети могут трогать, манипулировать, не нанося существенного вреда корпусу, а в движении, как известно процесс запоминания идёт гораздо эффективнее. Повышение эффективности обучения происходит за счёт включения всех сенсорных анализаторов ребёнка. На экране идёт отображение Паспорта дорожной безопасности. В занятиях с детьми предусмотрено более 250 сценариев игры для изучения правил дорожного движения. Интерактивные комплексы-тренажёры подходят под все детские возрастные группы. Также сенсорные модули ПДД имеют возможность апгрейда – вы можете загружать в комплекс собственные методические разработки. С комплексами можно работать как индивидуально, так и в группе. Игры интерактивных комплексов-тренажёров предусматривают широкий охват самых различных дорожных ситуаций: на проезжей части, в общественном транспорте и т.д.

Целью обучения дошкольников и младших школьников дорожной азбуке с использованием интерактивного оборудования является создание условий, которые оптимально обеспечат детям получение знаний по правилам дорожного движения и будут способствовать формированию у них нужных умений и навыков, выработке устойчивых стереотипов безопасного поведения вблизи проезжей части и на дороге.

В ходе занятий каждый ребёнок должен усвоить следующий объём знаний:

  • субъекты дорожного движения (пешеход, транспортное средство)
  • составляющие дороги (проезжая часть, тротуар, обочина, перекрёсток, пешеходный переход)
  • основные транспортные средства (автомобиль – легковой и грузовой, автобус, троллейбус, трамвай, мотоцикл, велосипед)
  • как регулируется дорожное движение (регулировщик, светофор)
  • красный, жёлтый, зелёный сигналы светофора и их значение
  • правила поведения на обочинах и тротуарах
  • правила перехода проезжей части
  • посадка/высадка и поведение в общественном транспорте

Пройдя курс обучения по ПДД, дошкольники и младшие школьники учатся действовать по ситуации и быстро реагировать на сложившиеся условия, думая не только о себе, но и об окружающих.

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.

.