Что заставляет нас любить свою родину? Над этим вопросом мы редко задумываемся. Мы живём, работаем, учимся, решаем какие-то проблемы. Часто говорят, что человек любит Родину, потому что это его дом, он родился и вырос в определённом месте в определённой стране, с этим местом у него связаны воспоминания и эмоции. И это действительно так. Детство, родители, первая любовь, первые достижения в учёбе, в работе, в увлечениях, всё это конечно же накладывает свой отпечаток на восприятие места, где вырос. Но мне кажется, что любовь к Родине рождается где-то в бессознательном. Ведь мы даже не задумываемся над этим, но, уезжая из дома, начинаем скучать, вспоминаем родные места, людей и возвращаемся домой. Почему мы возвращаемся? — потому что это наша Родина, здесь могилы предков, здесь наши корни, здесь говорят на родном языке, здесь нас ждут, родные люди или любимые с детства места. Ощущения принадлежности к чему-то большему, чем ты сам не заменит ни одна, даже самая замечательная страна в мире.

 

Я считаю, что чувство любви к Родине, должно закладываться с самого детства. В этом плане велика роль родительского воспитания и дошкольного образования, любовь к отчизне проявляется, когда человек осознает свою духовную связь с ней, а также когда он гордится историей своей родины и своим народом.

 

Одним из наиболее важных условий развития общества является воспитание граждан, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

 

Чтобы это условие реализовать на практике необходимым является этническое воспитание, ориентированное на межнациональное общение, начиная с младшего дошкольного возраста. То есть этническое воспитание должно начинаться в дошкольном учреждении и продолжаться далее в школьные годы.

 

29.12.2012 года принят Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования – «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…». В законе освещаются основные понятия, такие как воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и, принятых в обществе правил и норм поведения, в интересах человека, семьи, общества и государства». А также отмечается значимость «… разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…».

 

В «Национальной доктрине образования в РФ» говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур народов Российской Федерации».

 

Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. № 1153 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, в котором отмечается, что часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

 

Все эти нормативные документы подводят к тому, что в содержании регионального дошкольного образования, должна учитываться специфика региональной культуры. А воспитание детей должно идти как воспитание представителей и носителей местной культуры.

 

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

 

Реализация регионального компонента может составлять до 40% от общего объема программы. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

 

Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом.

 

Многонациональность Донского края, в частности города Новочеркасска, одна из причин необходимости прививать уважение и интерес к культуре, обычаям, традициям, истории края. Новочеркасск – столица мирового казачества, город пропитан историей казаков, их воинской славой. Каждая улица, каждый дом имеет свою неповторимую индивидуальность, свой характер, свою историю. Знание истории города, его традиций, его культуры – развивают уважение к родному краю, уважение к традициям, обычаям, укладу жизни казаков.

 

Национально-региональный казачий компонент начинает реализовываться в ДОУ со знакомства с родной природой, культурным наследием — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладным искусством, художественно-ремесленными традициями, языком, обрядами, фольклором, народными играми и забавами. Это помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

 

Основная цель реализации в ДОУ национально-регионального казачьего компонента – воспитать ценностно-смысловое отношение к традициям казаков в процессе знакомства с их бытом, традициями, культурой, природой донского края.

 

Региональный аспект дошкольного образования, раскрывает культурно- познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические, экологические ценности родного края.

 

Для достижения целевых ориентиров ФГОС используются наиболее эффективные формы и методы работы по следующим направлениям:

 

  • знакомство с жизнью и бытом донских казаков, традиционными и обрядовыми праздниками, играми, ремеслами, искусством: на занятиях по познавательному, речевому, музыкальному, изобразительному и физическому развитию, в совместной, досуговой деятельности;
  • знакомство детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
  • привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс для создания единого воспитательно-образовательного этнокультурного пространства реализации регионального компонента;
  • создание системы работы с социумом, погружая дошкольников в сферу культурных ценностей и смыслов;
  • создание предметно-пространственной среды для реализации регионального компонента.

 

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края, кроме календарных, занимают календарно-обрядовые праздники: «Покров на Дону», «День матери-казачки», «Рождество», «Святки», «Сретенье», «Масленица», «Сороки», «Пасха на Дону», «Красная горка», «Троица», праздник казачьей песни, всевозможные ярмарки с работами разных промыслов: гончарное дело, обработка дерева, лозоплетение, вышивка и др.

 

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, уголков казачьего быта. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем.

 

В этом оказываются полезными Голографическая 3D пирамида «Казачий курень», а также многофункциональный комплекс «Хутор», выпущенные на базе Новочеркасской Фабрики Интерактива.

 

Родители, также могут являться активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, быть помощниками вовремя их подготовки.

 

Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации подобной работы у воспитанников ДОУ происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей.

 

Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогают им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Правильно сформированная культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств, что в свою очередь помогает воспитать порядочного гражданина для своего государства.

 

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.