Кукольные театры и сказкотерапия в ДОУ.
Что такое сказка в жизни каждого из нас? Для чего она нужна? Как она работает? Это те вопросы, на которые мы постараемся ответить.
Сказка – древнейший литературный жанр, который активно используют люди по всему миру. Сказки рождаются и умирают, живут, развиваются, в тот момент, когда люди их рассказывают друг другу, добавляя что-то от себя, передавая следующему поколению.
Сказка воспитывает и передаёт опыт детям ненавязчиво и красиво. Это тот инструмент, которым пользуются родители и педагоги, для того, чтобы сблизиться с ребёнком и научить его чему-либо, или утешить или дать возможность пофантазировать и уйти в мир грёз от не очень приятной реальности и там исцелиться от обид, горестей и разочарований.
В работе с дошкольниками востребована и популярна сказкотерапия, позволяющая в легкой ненавязчивой форме решить серьезные проблемы психики малышей. Так как сказка учит правильно относиться к базовым жизненным ценностям, например к добру и злу, к дружбе и взаимопомощи. Она помогает на примере персонажей выяснять, к чему ведут те или иные поступки, как поступать в разных ситуациях. Кроме того, сказки интересны детям и понятны.
Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.
Использоваться самостоятельно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро стала популярной среди педагогов, психологов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии она была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Суть сказкотерапии в том, что переживание какого-либо конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значение имеет и сюжет сказки и её отыгрывание, например в Кукольном театре.
За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, ребёнок учится понимать их смысл и значение. Цель сказкотерапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, развить различные способности воображение, мышление, речь, тем самым обогатив внутренний мир.
Мы бы рекомендовали начинать использовать сказки с двух лет.
Более младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А со второго года жизни ребёнка вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.
С трёхлетнего возраста использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии, игрой в куклы и в театр.
Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.
Игра в куклы и кукольный театр могут быть даже более эффективными, чем обычная сказкотерапия. Играя в кукольном театре, дети имеют возможность отреагировать опыт непосредственно здесь и сейчас.
Вся работа может быть разделена на несколько этапов:
№ | Этапы | Действия |
1 | Знакомство со сказкой | Взрослый читает сказку ребёнка, с последующим обсуждением её. |
2 | Работа над персонажами | Обсуждение характеров персонажей, отрисовка или изготовление кукол, совместно с ребёнком, важным является работа не только над положительными героями, но и над отрицательными, с рефлексией почему он ведёт себя именно так, что могло стать причиной его плохого поведения и возможные способы помочь герою исправиться. |
3 | Игра | Игра в куклы, доработка героев, репетиции спектакля, пробы себя в разных ролях. |
4 | Развитие сказочного сюжета, изменение сюжетных линий | Проигрывание альтернативных версий сказки, по замыслу самого ребёнка. |
Со сказкой удобно работать с помощью готовых кукольных театров и кукольных сундуков, которые являются как площадкой для игры, так и прекрасным интерьерным решением в детском учреждении, ведь детям важно чувствовать себя частью того волшебного мира, который есть в сказке.
После проигрывания сказки, можно дополнительно использовать различные арт-терапевтические техники, которые усиливают сказкотерапию.
При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Также ребёнок может сам придумать сказку и воплотить её, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Репки» или чем стали заниматься старик и старуха из «Снегурочки», после того, как Снегурочка растаяла.
Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. В подобных занятиях импровизация имеет важное значение и игра.
Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это, понять как исправить персонажа, как на него повлиять.
В кукольных театральных спектаклях, развивается речь, воображение ребёнка, его коммуникативные навыки и мелкая моторика, а помимо этого развивается морально-нравственная сфера. Глядя на ожившие куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, начинает понимать, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе игры в кукольный театр ребёнок получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются.
Игра в кукольный театр становится интересной детям старшего дошкольного возраста.
Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.