Особенности логопедических групп в ДОУ.
С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами. Так как в условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником.
Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать в развитии. Если не учесть всех особенностей в развитии дошкольника, проблема никуда не исчезнет, а напротив, в школе с ней будет намного сложнее справиться. Так, например, проблемы с произношением могут повлечь за собой нарушение письменной речи – дисграфию.
В логопедической группе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития.
- Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы.
- Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей.
- Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д.
- Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
В отличие от обычной, в речевую группу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал. Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.
В помощь специалистам, работающим с детьми с речевыми нарушениями Новочеркасская Фабрика Интерактива выпускает и реализует всё необходимое оборудование, как для оснащения групп, так и для оснащения кабинета учителя-логопеда.
Оборудование от НФИ для логопедических групп и кабинета логопеда:
№ п/п | Виды деятельности | Оборудование от НФИ Для логопедической группы | Оборудование от НФИ для кабинета логопеда |
1. | Развитие познавательной сферы(чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, коррекционные занятия); | Многофункциональный тактильный комплекс-парта; Световой планшет для песочной анимации «Сэнд-лайт», «Сэнд-плюс»; Стилизованные световые столы: “Дельфин”, “Колодец“, “Сундук”, “Телега”, “Краб”, «Емеля на печи», «Медуза», Интерактивный световой песочный комплекс «SandProf», Дидактический комплекс «Познаватель», «Развиватель», Многофункциональные дидактические модули «Мозайка», «Карусель» | Интерактивные столы психолога, логопеда, дефектолога «Гармония», «Юнга», «Боцман», «Капитан». Световой планшет для песочной анимации «Сэнд-лайт», «Сэнд-плюс»; Многофункциональные дидактические модули «Мозайка», «Карусель» |
2. | Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация, оригами и т.п.); | Интерактивные столы психолога, логопеда, дефектолога «Гармония», «Юнга», «Боцман», «Капитан». Мастерская мультипликации «Волшебный мир» | Мастерская мультипликации «Волшебный мир», Многофункциональный интерактивный комплекс «Бременские музыканты» |
3. | Досуговые формы (прогулки, развивающие, творческие, подвижные игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки). | Интерактивный многофункциональный комплекс «Экономград», Мастерская мультипликации «Волшебный мир», Интерактивные комплексы-тренажёры «Волшебный автобус», «Автобот», «Дорожная азбука», «Добрая дорога», Многофункциональный интерактивный комплекс «Бременские музыканты» | Интерактивный многофункциональный комплекс «Экономград», Мастерская мультипликации «Волшебный мир», Многофункциональный интерактивный комплекс «Бременские музыканты» |
Оборудованиеот НФИ обладает рядом неоспоримых достоинств, это многофункциональность, взаимозаменяемость, высокий уровень эргономичнгости и эстетической привлекательности.
Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.