«Любовь к Родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры»
Л.Н.Толстой

Что такое Родина мы узнаём ещё в детстве, когда родители рассказывают нам о наших предках, о месте где мы живём, о нашей стране. История семей, тесно связана с историей страны и места где семья проживает. Патриот — человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины. Важно заметить, что патриот умеет замечать проблемы своего государства и различными способами исправляет эти проблемы.

Вопрос воспитания гражданина-патриота встал перед человечеством, когда возникло первое государство и, по сей день не утратил своей значимости.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в ряде нормативных документов: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ; Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 №751, система образования призвана обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания:

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155) одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

В содержании ФГОС ДО отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

В развитии ребёнка существуют определённые сензитивные периоды для развития морально-нравственных качеств.

Отечественный психолог А.В.Зосимовский разработал периодизацию нравственного развития детей.

Этапы развития нравственности у детей:

№ п\п Этапы нравственного развития детей Новообразования по этапам
1. Первый этап охватывает младенчество и раннее детство Процесс первоначальной социализации малыша. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.
2. Второй этап охватывает дошкольное детство и младший школьный возраст (от 3-4 до 6-10 лет) Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить «надо» выше «хочу» причем недостаточная осознанность нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих.
В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.
3. Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст (10-17 лет.) Представлен как этап нравственной самодеятельности ребёнка, под которой понимается вполне осознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.

Но основной период для формирования предпосылок нравственного развития детей приходится на дошкольное детство. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Поэтому в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно только в тесном контакте с семьей, но сегодня семья переживает, глубокий кризис и сама нуждается в поддержке государства и общества. Множество неблагоприятных факторов влияет на институт семьи сейчас, это и финансовые трудности, педагогическая неграмотность членов семьи, отказ от деторождения и многое другое. Сегодня родители часто заняты решением финансовых проблем, и воспитание детей, к сожалению, стоит у них не на первом месте. Кризис в духовной сфере семьи, выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям, что неблагоприятно сказывается на детях.

Опыт работы с детьми и родителями в образовательных учреждениях позволяет выделить следующие противоречия в вопросах патриотического воспитания детей:

— между необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к своей культуре, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей;

— между пониманием того, что воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, и утратой интереса и уважения к собственной культуре;

— между необходимостью начинать воспитание патриотизма с детского дошкольного возраста и низким уровнем подготовленности родителей к патриотическому воспитанию. У родителей частично сформировано представление о патриотическом воспитании детей, а также родители не часто интересуются вопросами патриотического воспитания, но иногда проводят вместе со своими детьми экскурсии, беседуют о предках и о родине.

Здесь можно сказать, что патриотическое воспитание смещается в область образования, в учреждения образования и ложится на плечи педагогов ДОУ и школ.

В детском саду у детей формируется первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству, формируется патриотизм, как проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты.

Понимая важность этого вопроса, задачей педагогов, становится: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В образовательных учреждениях организуют музеи и «уголки» патриотического воспитания. В этом вопросе помогают всевозможные интерактивные мультимедийные комплексы. Например, мультимедийный патриотический комплекс «Уголок победы», разработанный конструкторами Новочеркасской Фабрики Интерактива, или цифровой информационный модуль «Визитная карточка», также разработанный Новочеркасской Фабрикой Интерактива и представляющий собой универсальное решение подачи информации. Интерактивный комплекс «Визитная карточка» пришел на смену старым плакатам, стендам, графикам, фотоальбомам, объявлениям, которые занимали очень много времени для заполнения и изменения данных.

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.