Предметно-пространственная среда ДО по ФГОС ДО.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для гармонического развития детей при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Образовательный процесс в ДО направлен не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих также, психологическую готовность ребенка к школе и дальнейшей взрослой жизни.
ФГОС ДО делает акцент на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению, для сохранения ценности самого дошкольного детства, на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности.
При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста; двигательного потенциала активности детей; потенциала коммуникативного, а именно возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.
Развитие ребенка осуществляется в основном в игре, а не в учебной деятельности. И в соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
· охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
· построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
· создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
· открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
· построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
· создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для выполнения этой задачи ППС ДО должна быть:
· содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
· трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
· полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
· доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
· безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Пространство ДОО не должно нести в себе никаких факторов негативного воздействия на ребёнка, а именно – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую активность.
Новочеркасская Фабрика Интерактива активно занимается разработкой и производством всевозможного интерактивного оборудования для ДОО, которое полностью соответствует требованиям Федерального государственного стандарта и позволяет сделать обучающий и воспитательный процесс более удобным, практичным и интересным.
Здесь представлено оборудование от НФИ, которое позволит практически полностью обеспечить учебно-воспитательный процесс интерактивными средствами.
№ | Наименование | Кол-во |
Старшая ясельная группа (15 человек) | ||
1 | Многофункциональный интерактивный образовательный настенный модуль «Облако» с функцией интерактивной доски 32” с предустановленным ПО «Гувернер» | 1 |
2 | Детский развивающий тактильный песочный комплекс «Ромашка» в комплекте:- стол «Ромашка» на 4 рабочих места — 1 шт.- живой песок кинетический — 10 кг- прессы-формочки – 4 комплекта- стульчики детские – 4 шт. | 1 |
3 | Дидактический стол «Карусель» | 1 |
4 | Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF» | 1 |
Средняя дошкольная группа (20 человек) | ||
5 | Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный детский комплекс «Бабочка» с функцией интерактивной доски 23,6” | 1 |
6 | Детский развивающий тактильный песочный комплекс «Ручеек» в комплекте:- стол «Ручеек» на 5 рабочих мест — 1 шт.- живой песок кинетический — 10 кг — прессы-формочки – 5 комплектов- стульчики детские – 5 шт. | 1 |
7 | Многофункциональный интерактивный образовательный настенный модуль «Черепашка» с функцией интерактивной доски 21,5” | 1 |
8 | Дидактический комплекс «Познаватель» | 1 |
9 | Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF» | 1 |
Младшая дошкольная группа (3-4 г.) | ||
10 | Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный детский комплекс «Зебрано-micro» с функцией интерактивной доски 27” | 1 |
11 | Детский развивающий тактильный песочный комплекс «Ручеек» в комплекте:- стол «Ручеек» на 5 рабочих мест — 1 шт.- живой песок кинетический — 10 кг, — Прессы-формочки – 5 комплектов.- стульчики детские – 5 шт. | 1 |
12 | Многофункциональный комплекс «Автобус» со встроенным рециркулятором | 1 |
13 | Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный детский комплекс «Подсолнух» с функцией интерактивной доски 23,6” | 1 |
14 | Многофункциональный интерактивный образовательный настенный модуль «Домик Пятачка» с функцией интерактивной доски 23,6” | 1 |
15 | Дидактический стол «Карусель» | 1 |
16 | Дидактический комплекс «Познаватель» | 1 |
17 | Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF» | 1 |
18 | Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный детский комплекс «Мяч» с функцией интерактивной доски 32” | 1 |
19 | Многофункциональный комплекс «Дерево знаний» | 1 |
20 | Интерактивный стол-парта «Умничка» с функцией интерактивной доски 21,5” | 1 |
Старшая дошкольная группа (5-6 лет) | ||
21 | Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный детский комплекс «Мяч» с функцией интерактивной доски 32” | 1 |
22 | Детский развивающий тактильный песочный комплекс «Ручеек» в комплекте:- стол «Ручеек» на 5 рабочих мест — 1 шт.- живой песок кинетический — 10 кг- прессы-формочки – 5 комплектов- стульчики детские – 5 шт. | 1 |
23 | Многофункциональный комплекс «Дерево знаний» | 1 |
24 | Дидактический комплекс «Познаватель» | 1 |
25 | Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF» | 1 |
Подготовительная дошкольная группа (6-7 лет): | ||
26 | Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный детский комплекс «Зебрано» 32” с функцией интерактивной доски | 1 |
27 | Многофункциональный интерактивный образовательный настенный модуль «Рыжик» 21,5” с функцией интерактивной доски | 1 |
28 | Многофункциональный обучающий комплекс финансовой грамотности «Экономград» из серии «Кисельковое царство» | 1 |
29 | Дидактический комплекс «Познаватель» | 1 |
30 | Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF» | 1 |
Зал для музыкальных занятий | ||
31 | Многофункциональный комплекс «Бременские музыканты» | 1 |
32 | Театральный уголок: «Волшебный сундук» с перчаточными куклами (22 куклы) и ширмой разборной | 1 |
Кабинет логопеда | ||
33 | Интерактивный мультимедийный логопедический комплекс-стол «Logo Prof» | 1 |
34 | Интерактивный развивающий комплекс с коррекционной направленностью «Логопедическая Шхуна» версия «Юнга» | 1 |
35 | Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF» | 1 |
Кабинет психолога | ||
36 | Интерактивный стол психолога-дефектолога «Гармония» Prof | 1 |
37 | Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF» | 1 |
Кабинет для кружковых занятий | ||
38 | Интерактивный комплекс ПДД «Добрая дорога» 43 | 1 |
39 | Многофункциональный интерактивный комплекс БЖД «Безопашка» из серии «Кисельковое царство» | 1 |
40 | Класс «Песочной анимации» в составе:- интерактивный комплекс песочной анимации (стол с антивандальным стеклом в комплекте с сенсорным монитором и ПК и системой видеоотображения 32”)-1 шт. — столы песочной анимации с отделениями для песка-8шт. | 1 |
41 | Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF» | 1 |
Методический кабинет | ||
42 | Интерактивная панель «Ладушки» 43” | 1 |
43 | Многофункциональный цифровой интерактивный образовательный комплекс «Черепаха» 32” с функцией интерактивной доски | 1 |
44 | Ноутбук Acer | 1 |
45 | МФУ Kyocera | 1 |
46 | Антивандальный стол-сейф воспитателя | 1 |
47 | Дидактико-методический комплекс с бактерицидной безозоновой УФ лампой с функцией рециркуляции воздуха «Эпидем-Стоп-30UF» | 1 |
48 | Многофункциональный интерактивный модуль по здоровьесбережению «Будь здоров!» из серии «Кисельковое царство» | 1 |
49 | Сенсорная панель 32” с интерактивной метеостанцией | 1 |
50 | Оборудование для ЛФК (комплект) | 1 |
51 | Комплект робототехники | 4 |
52 | Мастерская мультипликации «Волшебный мир» | 1 |
53 | Интерактивная песочница «Алмаз» | 1 |
Холл | ||
54 | Цифровой информационный модуль «Визитная карточка ДОУ» 55” | 2 |
Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.