Применение интерактивного оборудования в работе групп продлённого дня
Продленный день – это школьная форма организации внеурочного времени, под руководством специально подготовленного педагога, который ежедневно планирует образовательно-воспитательные занятия с конкретной группой детей одного возраста.
Группа продлённого дня объединяет учащихся под руководством и контролем педагога, который организует с ними ежедневные занятия во внеурочное время в соответствии с режимом дня.
Группы продлённого дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов, так как многие родители не могут полноценно уделить внимание своим детям в течении дня, находясь на работе. В большинстве групп продлённого дня дети имеют возможность полноценно отдохнуть, погулять на свежем воздухе, поиграть в различные игры, сделать домашнее задание с педагогом. А использование интерактивных технологий органично дополняет традиционные формы работы педагога группы продлённого дня, облегчает труд и мотивирует детей на изучение нового материала.
Преимущества использования интерактивного оборудования в продлёнке:
- Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
- Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления педагогических мероприятий.
- Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
- Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
- Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
- Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
- Повышают качество и эффективность педагогического труда.
Использование многофункциональных интерактивных комплексов во внеурочное время, способствует развитию познавательной активности учащихся, их интереса к предметам изучения. Слайды, выведенные на большой экран, — это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления процесса обучения и запоминания.
Подводя итог, можно отметить, что использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс в группе продленного дня, более эффективно вовлекать в него детей, развивать самостоятельность, познавательный интерес творчество и критическое мышление.
Создание в школе подобных групп предполагает решение определённых целей и задач.
Целью создания ГПД обычно является создание условий для полноценного развития личности младших школьников. Сюда входит развитие эмоций, творческих способностей, продуктивной творческой деятельности, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения.
К задачам обычно относится:
- Создать максимально комфортные и здоровые условия для пребывания детей в группе, благоприятный климат в коллективе;
- Воспитывать ответственное отношение к учёбе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы, повышать интерес школьников к обучению;
- Развивать нравственные качества личности; расширять представление детей о своём поведении, своей гражданской позиции по отношению к Родине.
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
4.Развивать творческие способности детей на основе чтения, изобразительной деятельности, музыкальных и театральных занятий.
5.Развивать физические способности детей. Особое внимание уделять здоровью учащихся, путём правильно составленного режима дня.
- Повысить образовательный и культурный уровень детей путём внеклассной деятельности.
№ п/п | Виды деятельности и формы воспитания | Оборудование от НФИ |
Основной вид учебной деятельности в ГПД является самоподготовка, то есть то время, которое отведено учащимся на выполнение домашнего задания. | Интерактивная доска или настенная панель «Солнышко», «Облако», «Ладушки», «Рыжик» и др. для психолога выполняет роль наглядно-демонстрационного и практического материала при работе с детьми. На доске воспроизводятся игры, диагностические методики, психологические тесты, наглядный и практический материал, а также детям предоставляется возможность выполнять психологические задания с помощью непосредственной работы на доске. Многофункциональные интерактивные комплексы «Хутор», «Дерево знаний», «Будь здоров». | |
Познавательные формы (чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, экскурсии); | Многофункциональный тактильный комплекс-парта; Световой планшет для песочной анимации «Сэнд-лайт», «Сэнд-плюс»; Стилизованные световые столы: “Дельфин”, “Колодец“, “Сундук”, “Телега”, “Краб”, «Емеля на печи», «Медуза» Интерактивный световой песочный комплекс «SandProf» Дидактический комплекс «Познаватель», «Развиватель» Многофункциональные дидактические модули «Мозайка», «Карусель» |
|
Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация, оригами и т.п.); | Интерактивные столы психолога, логопеда, дефектолога «Гармония», «Юнга», «Боцман», «Капитан». Мастерская мультипликации «Волшебный мир» | |
Досуговые формы (прогулки, развивающие, творческие, подвижные игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки). | Интерактивный многофункциональный комплекс «Экономград» Мастерская мультипликации «Волшебный мир» Интерактивные комплексы-тренажёры «Волшебный автобус», «Автобот», «Дорожная азбука», «Добрая дорога» |
Таким образом, воспитатель ГПД формирует жизненные компетенции воспитанников группы, как целостную систему. А использование в работе всевозможных интерактивных комплексов, позволяет сделать пребывание ребёнка в группе продлённого дня гораздо более интересным и комфортным.
Так как дети младшего школьного возраста ещё продолжают играть и любая полезная информация лучше усваивается ими в форме игры либо самостоятельного изучения в игровой форме, что как раз возможно с использованием комплексов от НФИ. А это — всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, активная социализация и формирование социальнозначимых навыков, и, банальное общение со сверстниками, чего лишены многие современные дети.
Для максимально-эффективной работы групп продлённого дня педагогом чётко и ясно должно быть продумано планирование всех направлений работы, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.