Сегодня в школах или детских садах не так часто можно встретить пространство, которое можно было бы назвать полноценным музеем. Но даже, когда таковое существует, оно либо закрыто, либо мало интересует детей. Хотя пространство школьного музея – это уникальный социокультурный феномен, собравший в себе не только память поколений, но и комплекс разнообразных средств, форм и методов передачи этой памяти подрастающему поколению. Здесь связываются воедино культура, образование и воспитание, происходит возвращение к глубинным культурным корням.

На школьные музеи возложена важная общественная миссия — через культурно-историческое просвещение содействовать духовно-нравственному воспитанию, привитию понимания общечеловеческих ценностей и национальных традиций, эстетическому отношению к миру.

Эффективность работы современного школьного музея, или музея в ДОУ зависит, от используемых форм, методов и приёмов культурно-образовательной деятельности. Методы работы должны быть прежде всего эффективными и здесь не обойтись без различных современных интерактивных технологий. Музеи в пространстве образования, могут стать важной частью общей образовательной концепции учреждения и частью интерьера учреждения, где дети могли бы иметь постоянный доступ к различной тематической информации.

Музейное пространство образовательного учреждения может быть компактным красивым и удобным в использовании для посетителей. На сегодня эту концепцию можно реализовать с помощью музейных киосков, 3D пирамид, всевозможных стилизованных панелей, столов-книг, диорам и т.д. Его можно органично включить в контекст учреждения сделать красивым, привлекающим внимание, запоминающимся.

Запоминать визуальную информацию и изучать её с интересом возможно, когда эта информация подаётся понятным, но интересным способом с использованием воздействия на различные органы чувств (зрение, слух, тактильность, возможность самостоятельно управлять процессом восприятия).

По результатам многочисленных исследований визуальная информация запоминается и воспроизводится быстрее. Этот феномен называется эффект превосходства образа. С точки зрения психологии сохранения информации в памяти текстовое и устное изложение информации менее эффективны, чем визуальный ряд. Если данные подаются в устной форме, человек запоминает из них около 10 процентов, как показывают тесты, проводимые 72 часа спустя. В случае с изображениями данный показатель повышается до 65 процентов. По сравнению с изображениями эффективность запоминания текста так низка потому, что мозг воспринимает его как множество крошечных картинок.

Этот эффект, а также эффект эмоционального запоминания прекрасно используются современными интерактивными технологиями, используемыми в музеях школ и ДОУ.

Все эти интерактивные технологии позволяют наладить взаимодействие детей с экспонатами музея следующим образом:

— Добавляя в восприятие впечатлений и эмоций (всё, что эмоционально нагружено запоминается и воспроизводится легче);

— Показывая те предметы, которые вживую показать невозможно (3D пирамиды);

— Донося в наглядной форме разную информацию для разной аудитории (музейные книги и киоски);

— Осуществляя прямую коммуникацию с детьми (электронный гид или виртуальный промоутер);

Музейные пространства в образовательных учреждениях отличаются от классических музеев, в них отсутствуют экскурсоводы, а главное, что может понадобиться посетителям — это дополнительная информация об экспонате, об экспозиции и здесь использование виртуального промоутера и интерактивных инсталляций непосредственно в экспозиции, может быть уместно и весьма увлекательно для посетителей.

Таким образом решается проблема «информационного одиночества» в музее, так как известно, что, если посетителю, а тем более ребёнку, не к кому обратиться за получением интересующей информации, он либо ищет эту информацию потом в Интернете, либо забывает о своём вопросе вообще.

Но ведь в музей приходят не только за информацией, но и за атмосферой. Например, использование «Патриотических уголков», посвящённых Великой Отечественной Войне погружает посетителей именно в ту атмосферу патриотизма, что помогала людям выжить и победить в войне, создаёт определённый эмоциональный настрой, способствующий воспитанию морально-патриотических качеств личности. Поэтому в каждом образовательном учреждении должны существовать подобные уголки или инсталляции. У детей должна иметься возможность погрузиться в изучение данного предмета прямо на территории школы или ДОУ. Помимо зон погружения не стоит забывать о таком важном средстве преподнесения информации, как аудио-инсталляции. Это не только привычные аудиогиды, но и стационарные наушники, аудиоэтикетки рядом с витриной или с объектом, погружающие посетителя в определённую эпоху или тему.

Использования интерактивного оборудования в музеях, снижает нагрузку на сотрудников и позволяет им выделять больше времени на подготовку и проведения экскурсий и различных других мероприятий, а также увеличивает престиж музея, особенно в глазах молодой аудитории;

Проекты музеев в образовательных учреждениях могут разрабатываться и воплощаться с учётом индивидуальных требований. Это может быть определённая стилистика с национальным фольклором, или возможность быстро и легко менять экспозиции, или и то и другое вместе. Всё контентное наполнение музея легко меняется с помощью программного обеспечения «Школьный музей» с использованием личного кабинета.

Компактность и эргономичность обеспечивается за счёт многофункциональности модулей из которых можно составить все необходимые тематические композиции музея.

И важно помнить, что музеи в образовательных учреждениях – это один из эффективных элементов воспитания подрастающего поколения. Воспитание за счёт природного детского интереса ко всему новому интересному, необычному, за счёт стремления к прекрасному, без назиданий и скучных нотаций.

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.