Сказкотерапия с использованием интерактивного оборудования, в работе с людьми в трудной жизненной ситуации.

  1. Главная
  2. Блог
  3. Сказкотерапия с использованием интерактивного оборудования, в работе с людьми в трудной жизненной ситуации.

Люди периодически сталкиваются в своей жизни с трудными ситуациями, которые, вызывают состояние нервно-психического напряжения и могут приводить к нервным срывам, имеющим длительные негативные последствия для их жизни и здоровья.

Независимо от причины, когда человек попадает в ситуации, связанные с потерей или ее угрозой, это приводит к нарушениям в жизнедеятельности и долгосрочным негативным последствиям для самого человека и для его близких.

Трудные жизненные ситуации – это довольно широкое понятие. Это могут быть просто напряженные ситуации, критическая или кризисная ситуация, экстремальная или травматическая ситуация. Человек попадает в трудные жизненные ситуации независимо от его желания или нежелания, так складываются обстоятельства. Это порождает весь негативный спектр чувств по отношению к самой ситуации и к своей роли в ней. Это чувства бессилия, беспомощности, отчаяния, гнева на себя и на других, обиды и много других. Характерная черта кризисных ситуаций – серьезные негативные последствия для жизнедеятельности людей (например, ухудшение физического, психического, социального функционирования человека, экономического благосостояния и многое другое).

Ситуация становится потенциально трудной, когда человек реально или потенциально, по его мнению, не может удовлетворить свои базовые жизненные потребности, реализовать свои стремления, обусловленные ценностями. И самое главное, он не может справиться с этим со всем привычным ему способом. Реакция на жизненные трудности зависит от личностной организации и имеющихся способах совладания с проблемами (выраженных в определённых схемах поведения в той или иной ситуации).

К трудным жизненным ситуациям относят важные жизненные события, резко меняющие траекторию жизненного пути человека. К ним относятся и кризисы, обусловленные драматическими и трагическими событиями жизни, связанные с лишением, угрозой или резкой сменой обстоятельств жизни (миграция, вынужденная безработица, лишение свободы, потеря трудоспособности, инвалидность, развод, болезнь, неожиданная смерть близкого человека, военные действия, террористические угрозы и др.).

К ненормативным кризисам, вызванных трудными жизненными ситуациями, в психологическом консультировании применяют термины «психическая травма» и «травмирующее событие». Психической травмой называется «жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям».

Психотравмирующими для человека становятся не только объективные крупномасштабные жизненные события. Реакцию человека вызывают характеристики события, такие как внезапность, интенсивность, продолжительность, частота повторения, а также его актуальность, смысл; и значимость для человека – мера, в которой оно сказывается на состоянии и благополучие личности. На важность жизненных обстоятельств, которые затрудняют жизнь и деятельность людей, сначала обратили внимание ученые, а затем и законодатели, что отразилось в нормативных документах. Так, в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в 2015 г. внесены изменения, согласно которым трудная жизненная ситуация определяется однозначно как «обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно». Именно социальный характер трудной жизненной ситуации, ее негативное влияние на человека и невозможность с ней справиться становятся основными ее отличительными признаками.

В условиях трудной жизненной ситуации субъективное восприятие себя и своей жизни человека меняется, меняются и его психологические характеристики: физическое состояние – наблюдается спад всех функций и возрастание тревоги; чувство безопасности; внутреннее ощущение себя в мире; течение времени, его субъективная характеристика (в кризисной ситуации время «останавливается» или возникает острый его дефицит). Трудные жизненные ситуации могут затрагивать внешние и внутренние аспекты существования личности: – внешние аспекты жизни (положение в обществе, социальные роли, работа, профессиональная деятельность, семья, социальные нормы, коммуникации как характер взаимодействия с  другими и пр.), всё то, что можно выразить словами «как я себя ощущаю среди других людей»; – внутренние аспекты жизни, или экзистенциальная ситуация индивида, (восприятие и опознавание себя как уникальной личности, ответы на экзистенциальные вопросы – кто я, что я, куда я, зачем я, – всё то, что можно выразить фразой «как я себя ощущаю в мире»

Далеко не каждый человек в состоянии самостоятельно справиться с такими ситуациями или адаптироваться к ним и противодействовать стрессу: не хватает запаса психических сил и воли для перестройки отношения к ситуации, построения новых отношений или смены рода деятельности. Ему важно актуализировать имеющиеся у него ресурсы – личностный и ресурс окружающей среды, чтобы преодолеть реальные препятствия, найти эффективный способ выхода из сложных жизненных обстоятельств и выбрать стратегии конструктивного преодоления стрессовой ситуации. В случае, когда человек не может сам ее преодолеть, неоценимую помощь ему может дать консультант, компетентный в вопросах психологии трудных жизненных ситуаций и их последствий, владеющий большим спектром терапевтических техник в работе с такими клиентами. В литературных источниках описаны особенности выбора психологами-консультантами методов работы с клиентами, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях.

В последние годы в практике психологического консультирования кризисных состояний всё чаще используются проективные методы — метафорические ассоциативные карты, имаготерапия, сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия, рисунок, лепка и т.д..

Причем общей чертой названных методов является выделение образа ситуации, действующих персонажей, с помощью которых возможна его модификация.

Метод сказкотерапии имеет несколько уровней воздействия на психику человека:

— неосознаваемый,

— осознаваемый

— поведенческий.

Новочеркасская Фабрика Интерактива производит удобное оборудование для сказкотерапии в песочнице и с использованием кукольного театра. Мы уже привыкли, что с детьми очень эффективна проработка страхов и травматического опыта в песке и со сказками, отыгрывание в куклы. Но со взрослыми эти методы работают столь же эффективно, так как игра задействует бессознательное и даёт выход негативным эмоциям, помогает в формулировании своих ценностей, целей, стратегий поведения.

Справиться со стрессом позволяет применение в сказки таких аспектов, как:

— принятие трудных жизненных ситуаций (по аналогии со сказочными персонажами, попадающими в опасные, на первый взгляд, безвыходные ситуации);

— поиск поддержки инструментального характера (по аналогии со сказочными персонажами помощниками и предметами-помощниками);

— позитивная переоценка, переформулировка событий и перемен в жизни клиентов (на основе сказочных традиционных сюжетных линий);

— усиление силы воли, выработки самоконтроля, на повышение самостоятельности клиентов, принятие ими личной ответственности за происходящее с ними (с опорой на сказочный сюжет, на характер и поведенческую модель сильных героев, попавших в трудные ситуации);

— повышение интереса к жизни, поиск новых смыслов в жизни (на примере сказочных эпизодов, где герой, попавший в затруднительное и опасное положение, приобретает новые жизненные ориентиры, меняет социальный статус и становится в новом статусе более успешным и счастливым);

— повышение активности, формирование активной жизненной позиции (по материалам сказочных эпизодов с активными действиями героя, попавшего в трудные обстоятельства);

— переоценка своих действий и собственного «Я».

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.

Меню