Яркие подростковые реакции – повод использовать Арт-терапию
Эмоции, воля и познавательные функции, это три основные составляющие психической организации, на которых держатся все психические процессы.
В связи с повышенным интересом к вопросу достижения успеха в жизни в социуме, люди стремятся обладать внутренней гармонией, физическим и психическим здоровьем. Однако, реализуя на практике это стремление, человек сталкивается с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Ему нужны помощь и поддержка семьи, друзей, специалистов. И желательно, чтобы эта помощь пришла вовремя, а это ещё в период детства и взросления, особенно в подростковом возрасте.
Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. В структуру эмоций входит не только субъективный компонент, выражающийся как отражение состояния человека, но и познавательный компонент т.е. отражение явлений и объектов, имеющие определенное значение для мотивов, потребностей, целей человека переживающего эмоции.
Принято считать, что эмоции и все содержания эмоциональной сферы человека неотделимы от личности.
Все эмоциональные проявления личности человека возникают в трех основных видах, с различиями по длительности и интенсивности:
1) острые эмоциональные реакции на появившиеся внезапно обстоятельства (очень интенсивные и кратковременные);
2) эмоциональные состояния с происходящими изменениями нервно-психического тонуса (длительные по времени и с разной степенью интенсивности);
3) выраженные избирательно (положительно или отрицательно) эмоциональные отношения к какому-либо объекту (краткосрочные и с разной степенью интенсивности).
Важным периодом в становлении ЭВС становится подростковый возраст.
В этот период возникают различные эмоциональные трудности и бурные внутренние переживания. Появляются более стойкие чувства, глубже становятся переживания, эмоциональное отношение к некоторым явлениям жизни делается устойчивее и длительнее. У подростка происходит глубокое обогащение знаниями и чувствами, о которых он даже не подозревал ранее.
Он через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с самим собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Подросток лишается спокойной душевной жизни из-за выраженной тяги познать себя и горячего интереса открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность. И в то же время ему становится небезразличным значительно более широкий круг явлений социальной действительности.
Подросток уже может скрывать чувство тревоги, огорчения из-за плохой отметки под маской безразличия. Также для него характерна легкая возбудимость. Поэтому в сложных ситуациях, например, при возникновении конфликтов с родителями, одноклассниками или учителями в поведении может проявить большую импульсивность. Подростки готовы остро реагировать на малейшую несправедливость к своим товарищам и к себе, увлеченно отстаивают свои взгляды, с большим энтузиазмом берутся за интересное дело.
Однако, наравне с усилением эмоций и чувств у подростков также развиваются возможности к их саморегуляции, к их торможению волевым усилием.
В этот период жизни чрезвычайно велик диапазон одновременно противоположных, пылких чувств. В подростке порой уживаются такие полярные чувства как сентиментальность и черствость, болезненная застенчивость и развязность, показная независимость и желание быть признанным другими, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и обожествление случайных кумиров. Чрезмерная самонадеянность и безапелляционные суждениями по отношению к окружающим у подростков сочетается с чувствительностью к оценке своей внешности и способностей. Они очень эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным достойным интереса предметом, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую самопожертвование и преданность как в этом возрасте. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.
Подростки огромное значение придают общению со сверстниками, которое связано с множеством переживаний и становится острой потребностью. Личностно-значимые отношения к другим людям определяют, как характер эмоциональных реакций, так и содержание. Дружба становятся одной из самых значимых ценностей в этот период жизни. Общение с товарищами становится источником становления норм поведения и появления новых интересов.
Всё вышеописанное принято называть подростковыми реакциями.
Но, чтобы спокойно справиться со всеми этими эмоциональными трудностями подростку нужна помощь взрослого, будь то родитель, специалист психолог, педагог, или просто близкий человек. Так как одной из неприятных особенностей подростковых реакций является, склонность застревать на своих эмоциях, особенно негативных, а также повышенная потребность насыщении сильными эмоциями, причем новыми, при слабой стрессоустойчивости и повышенной тревожности.
Но все подростковые реакции могут пройти вполне сглажено, при благополучных условиях, а именно: хорошее физическое самочувствие ребёнка, отсутствие тяжёлых заболеваний, тёплая семейная обстановка, понимание сути подростковых реакций со стороны родителей и старших родственников, работа с психологом по поводу страхов, тревожности, агрессии и многого другого.
Факторы, приводящие к неблагополучию, влияющие на процесс взросления: — невосполненная потребность ребенка в разнообразной деятельности и новых впечатлениях толкает к совершению необдуманных экстраординарных поступков;
— отсутствие стабильности и единых требований со стороны взрослых приводят к неуверенности, неопределённости, и как следствие тревожности, страхам, раздражению и агрессии;
— чрезмерные требования со стороны взрослых, чрезмерная загруженность со стороны школы и дополнительного образования приводят к возникновению чувства неполноценности, а как следствие стыда за себя и свою несостоятельность, и, также стремление к комфорту любыми средствами и желанию избегать любых сложностей и неудач .
Психологически неблагополучие всегда проявляется в:
— негативных эмоциональных состояниях — опасении, беспокойстве, недовольстве, огорчении, гневе, раздражении, горе и страданиях, отчаянии и ужасе;
— в психосоматических реакциях — болезни, тики, ВСД, депрессии, фобии, нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия) и т.д.
— в аутоагрессивных реакциях (самоповреждение, употребление ПАВ, опасные экстремальные хобби).
Если говорить о коррекции психоэмоциональной сферы у подростков, то стоит обратиться к опыту арт-терапии, которая позволяет выявить негативные чувства и переживания, понять и принять их причину, получить адекватных двигательный ответ (отыграть в песке, прорисовать, вылепить, сломать, разрушить и т.д.), а затем создать новый способ реагирования на возникшую проблему, новый образ мыслей и новый образ себя во всём этом.
Занятия в русле арт-терапии чаще всего проводят психологи или специально обученные педагоги, в учебных и воспитательных учреждениях, а для удобства их проведения Новочеркасская Фабрика Интерактива предусмотрела в подборке своих комплексов специальные световые столы для песочной терапии и анимации, обычные песочные столы для занятий с кинетическим и кварцевым песком, студию мультипликации «Волшебный мир», кукольный театр, с героями «Киселькового царства» и многое другое. Все наши комплексы удобны в использовании, эргономичны, красивы и функциональны.
Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.