К оформлению помещений ДОУ несмотря на кажущуюся простоту, существует обширный список требований ФГОС, а также положений СанПиНа, которые следует учитывать.

Обязательно нужно учитывать особенности возрастной психологии детей дошкольного возраста, а также возможные ограничения, связанные с пребыванием в ДОУ детей с ОВЗ. И так получается, что дизайн помещения рассматривается уже в последнюю очередь, хотя он несёт также не маловажную нагрузку, так как от оформления и некоторых дизайнерских решений зависит общее эмоциональное впечатление от ДОУ и соответственно психологическое состояние воспитанников. Обустройство пространства, согласно предъявляемому перечню требований – это очень важный пункт, в процессе организации учебно-воспитательного процесса.

Перед педагогическим коллективом устанавливаются определенные цели обучения и воспитания детей, а предметно-пространственная среда позволяет успешно их достигать.

В игровой должно обязательно находиться прогрессивное, а также инновационное интерактивное оборудование, которое содействует полноценному и всестороннему развитию дошкольников. Должна быть создана благоприятная атмосфера для возможности самовыражения и расширения эмоциональных впечатлений.

 Основные требования ФГОС к игровым комнатам ДОУ

Эффективное выполнение задач по развитию детей. Образовательный процесс должен формировать и закреплять способность детей взаимодействовать с разными предметами. Ребенка нужно научить создавать интересные фигуры, рисовать, петь и привить интерес к прочим видам искусства. С этой целью созданы дошкольные развивающие комплексы, которые должны помочь развить индивидуальный творческий потенциал. Эффективное выполнение образовательных задач.

 Мультимедийное оборудование от компании «НФИ» поможет научить детей вести себя на дороге и узнать азы ПДД, узнать что такое деньги и как ими пользоваться, что такое экология, зачем мусор сортируют, узнать о собственном теле, о правильном питании и поведении в сложных ситуациях и ещё многое другое. В этих непростых, но очень важных задачах помогут такие многофункциональные интерактивные комплексы как: «Безопашка», «Волшебный автобус», «Экономград», «Экоша», «Будь здоров».

Обстановка в ДОУ должна располагать к познанию мира вокруг и в то же время формировать уютную атмосферу для игр и отдыха. Оборудование для детских комнат нужно выбирать за их технические и функциональные возможности, а лишь потом обращать внимание на ценник. Ведь предметно-пространственная среда должна активизировать интерес детей к познанию окружающего мира и стимулировать формирование первичных предпосылок учебной мотивации. Увлекательное и содержательное занятие, требует тщательной подготовки интерактивных систем, методических, видеоматериалов, а также слаженной работы педагогов различной направленности (воспитатели, преподаватели музыки, художественного искусства, физической культуры и т.д.).

 Правильное оформление игровой комнаты в ДОУ предполагает адекватное сочетание многих факторов, например:

  • Цветовое оформление. Нужно тщательно подбирать цвета и учитывать их совместимость, чтобы создать привлекательный интерьер. Оформление должно быть красочным, с преобладанием мягких оттенков. Для дошкольников необходимо создавать комфортные условия, для формирования позитивных эмоций и желания осуществлять различные виды деятельности.
  • Многофункциональность. Все оборудование должно легко трансформироваться, передвигаться, но при этом — надежно устанавливаться, быть конструктивным и безопасным. Это особенно важно для создания комфорта, когда помещение имеет совсем немного пространства.
  • Безопасность. Функционирование ДОУ должно осуществляться в рамках и согласно санитарным нормам. К этому списку требований относят: личная гигиена персонала, отопление, освещение, вентиляция, организация физического воспитания детей.
  • Адаптированность. Каждая возрастная группа должна находиться в специально адаптированном помещении, с соответственным эргономичным оснащением. Разработка и обустройство развивающей предметной среды должно обязательно учитывать возрастные особенности детей (рост, вес, особенности двигательной и сенсорных систем), а также возможные ограничения, связанные с состоянием здоровья (наличие в группах детей-инвалидов и детей с ОВЗ).

Чтобы обеспечить эффективное наполнение предметно-пространственной среды, нужно брать во внимание очень много аспектов, в том числе приобретение сенсорного оборудования. Сочетание современных интерактивных устройств и мебели, позволит обеспечить детям необходимые условия для всестороннего развития. Также будут соблюдены все нормативные требования государственных органов. Все многофункциональные комплексы от НФИ обладают вышеперечисленными качествами.

Одна из задач, которая стоит сегодня перед педагогами — так организовать РППС в группе, чтобы она соответствовала вышеперечисленным требованиям ФГОС ДО и была комфортна детям. Ведь большую часть времени дети находятся в группе детского сада и именно от взрослых зависит качество организации среды.

Полифункциональность РППС предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

Группа должна быть хорошо оснащена различным игровым и дидактическим материалом, который позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Но в групповом пространстве не должно быть перегруженности предметного материала, это затрудняет ребенку сделать выбор, рассеивает внимание, а также не позволяет педагогу продуктивно реализовать образовательный процесс.

Среда группы должна постоянно меняться, в зависимости от времени года, изучаемой темы недели или реализуемого проекта. Многофункциональное оборудование позволяет легко это делать с использованием интерактивных развивающих панелей и многофункциональных комплексов, стационарно установленных в группах.

Таким образом, обеспечиваем сменяемость образовательной среды, делаем ее разнообразной и интересной для детей. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и потребностей детей. Эту задачу можно решаем при помощи трансформируемой мебели в группе и использования многофункциональных столов для работы педагогов различной направленности.

Вся мебель от НФИ очень легкая, с выдвижными ящиками, которые легко перемещаются по желанию ребенка и педагога в удобное место группового пространства для игры или другой деятельности.

Все комплексы устроены так, что, дети имеют возможность подойти к ним с разных сторон, взять нужный материал и заняться игрой. Работать за ними можно как индивидуально ребенку, так и малыми группами.

Игровой материал можно помещать не только в группах, но и в других помещениях, так как визуально он достаточно эстетичен.

Также важным требованием к РППС является доступность. Группа должна быть оснащена новой мебелью высотой 120 см. Цвет мебели подбирается в соответствии с санитарными нормами, он не должен утомлять и не должен возбуждать детей (светлые пастельные тона). Весь игровой материал в игровой должен находится в доступе для свободного пользования. Доступность среды позволяет детям самостоятельно выбирать материал и заниматься различными видами деятельности, не прибегая к помощи взрослого.

Таким образом, учитывая все требования ФГОС ДО предметная среда с использованием интерактивного оборудования от Новочеркасской Фабрики Интерактива, обеспечивает и гарантирует:

— максимальную реализацию образовательного потенциала группы,

— построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми видов активности,

— эмоциональное благополучие воспитанников,

— формирует и поддерживает положительную самооценку в том числе и при взаимодействии детей с друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.