Роль интерактивного оборудования в развитии эмоционального интеллекта дошкольников.
В современном обществе, с его продвинутыми технологиями остаётся острая востребованность в людях, обладающих развитым эмоциональным интеллектом. По прогнозам футурологов, эмоциональный интеллект в будущем станет основой профессиональной успешности и востребованности для большинства людей.
А так как эмоциональный интеллект — это свойство скорее приобретённое нежели врождённое, то он требует своевременного развития и коррекции в случаях нарушения.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.
Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Развитие эмоционального интеллекта у детей происходит в несколько этапов: Начало эмоционального осознания – сначала собственных чувств, затем эмоций, которые испытывают другие люди. После того как ребенок начнет распознавать, идентифицировать и воспринимать эмоции, понимать, что такое чувство, он учится читать выражение лица, язык тела и жестов, тон голоса, другие проявления эмоционального состояния других людей. Всё это складывается в основные 4 навыка эмоционального интеллекта.
Четыре навыка эмоционального интеллекта можно разбить на две пары: одна образует внутриличностную компетентность, вторая — межличностную (социальную) компетентность.
Внутриличностная компетентность формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой, которые концентрируются преимущественно на самом человеке, а не на его взаимодействиях с другими людьми. Внутриличностная компетентность представляет собой способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять деталями и общими тенденциями своего поведения.
Социальная компетентность состоит из навыков социальной восприимчивости (чуткости, эмпатии) и навыков управления отношениями. Социальная компетентность представляет собой способность понять настроения, поведение и мотивы других людей, с тем чтобы улучшить качество отношений и связей с ними.
Самовосприятие
Единственный способ по-настоящему понять ваши эмоции состоит в том, чтобы уделить достаточное время их осмыслению, пониманию причин их возникновения и сохранения.
Управление собой
Управление собой проявляется в случае, когда вы действуете — или, напротив, воздерживаетесь от действий. Некоторые эмоции способны создать у нас ощущение парализующего страха, способное настолько затуманить наше мышление, что мы не можем найти выхода из создавшегося положения (при условии, что нам нужно что-то делать в этой ситуации).
Социальная восприимчивость
Социальная восприимчивость представляет собой способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит. Слушание и наблюдение являются двумя самыми важными элементами социальной восприимчивости. Нам следует дожидаться хода другого собеседника и перестать думать заранее о том, что мы скажем в ответ на очередную его реплику.
Управление отношениями
Чем слабее ваша связь с кем-либо, тем сложнее вам донести до него свою мысль. Если вы хотите, чтобы люди слушали вас, вам нужно практиковаться в управлении отношениями и находить преимущества в каждой связи, даже не самой очевидной.
Для развития эмоционального интеллекта используются такие методические средства, как:
- ролевые игры;
- психогимнастические игры;
- коммуникативные игры;
- игры и задания, направленные на развитие произвольности;
- игры, направленные на развитие воображения;
- релаксационные методы;
- использование эмоционально-символических методов.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
- комфортная организация режимных моментов;
- оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);
- игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);
- арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
- занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
- психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
- телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
- задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;
- использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);
Новочеркасская Фабрика Интерактива разрабатывает и реализует различное оборудование, которое успешно используется в детских учреждениях с обширным спектром решаемых задач, в том числе и развитие эмоционального интеллекта.
Использование специализированного интерактивного оборудования даёт возможность решать многофункциональные задачи обучения и воспитания эффективно и с комфортом.
№ | Интерактивное оборудование | Формы работы |
1 | Мастерская мультипликации «Волшебный мир» | игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.) арттерапия, психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика), задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов, использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.), занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия. |
2 | Многофункциональный интерактивный стол психолога – дефектолога «Гармония» | Песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения с планшетом «Эмоции и чувства», телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка, организацию совместной деятельности. |
3 | Многофункциональный интерактивный комплекс «Бременские музыканты» | Музыкальная терапия, задания, направленные на организацию совместной деятельности, занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия, телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка, занятия-образы, игры-драматизации |
4 | Многофункциональный интерактивный комплекс «Замок с волшебной комнатой», «Юнга», «Боцман» | Песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения с планшетом «Эмоции и чувства», телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка, релаксационные игры и упражнения, саморегуляция. Организацию совместной деятельности. |
5 | Кукольный театр «Сундук со сказками» | Игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.) Сказкотерапия, занятия-образы, игры-драматизации. Организацию совместной деятельности. |
6 | Мультимедийные песочные столы | Песочная терапия, сказкотерапия, занятия-образы, игры-драматизации. Организацию совместной деятельности. |
Известный физиолог Н.М.Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться. И главное — помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – очень важное условие его физического и душевного здоровья.
Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.