Создание мультипликации как инструмент в работе психолога, логопеда, дефектолога.

  1. Главная
  2. Блог
  3. Создание мультипликации как инструмент в работе психолога, логопеда, дефектолога.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.

Данная технология соответствует современным запросам детей и системы образования, а также позволяет сочетать в себе различные приемы:

№ п\пКатегории детей, с которыми полезны занятия мультипликациейПриёмы работы с мультипликацией
1Дети с трудностями обучения, дети с нарушениями речи, дети с ОВЗ, одарённые детиИКТ – технологии, ИЗО – терапия (лепка персонажей мультфильма из пластилина,  глины и других материалов, рисование персонажей на песке, на бумаге различными материалами)
2Дети с трудностями обучения, дети с нарушениями речи, дети с ОВЗ, одарённые детиКомментированная лепка, Сказкотерапия (придумывание сюжета, сочинение сказки, рассказывание, манипулирование сюжетом сказки)
3Дети с трудностями обучения, дети с нарушениями речи, дети с ОВЗ, одарённые детиИгротерапия (обыгрывание персонажами сюжета сказки, обыгрывание самих персонажей в форме игры)
4Дети с трудностями обучения, дети с нарушениями речи, дети с ОВЗ, одарённые детиВидеотерапия (просмотр результатов своей работы, обсуждение результатов и процесса работы, обучение рефлексии)


Мультипликация, анимация – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.

Искусством мультипликации занимаются аниматоры. Аниматор придумывает персонажей мультфильмов, а точнее подготавливает сценарий и выполняет всевозможные эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма. Прорабатывает движения персонажей, рисуя промежуточные фазы их положений. Обычно над мультфильмом трудятся несколько человек, и каждый из них выполняет свою часть работы.

Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд. Как в случае с работой в студии мультипликации «Волшебный мир» от Новочеркасской Фабрики Интерактива.

Если мультипликацией заниматься в качестве психолого-педагогической технологии, то она становится прекрасным способом арт-терапии, помогающим одновременно и отреагировать сложные чувства и эмоции детей и решить множество других проблем (развитие внимания, памяти, воображения, мышления, коммуникативных навыков).

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, мультипликация помогает сближать интересы взрослого и ребенка, на фоне игровой деятельности, которая приятна и полезна в любом возрасте. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка, отреагирования всевозможного травматического опыта, страхов, тревоги, обид и т.д.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, волевая регуляция (способность управлять своим поведением), владение коммуникативными навыками (умение грамотно общаться друг с другом и со взрослым, решать возникающие противоречия мирным путём).

Сам съемочный процесс включает в себя следующие этапы:

  • придумывание и обсуждение сюжета в группе детей с привлечением взрослого (педагога). Это самое начало работы педагог-психолог выбирает подходящую тему для работы, наприме, детский страх темноты, страх врача или уколов. Сказку можно придумать и написать с детьми самим или взять уже известный сюжет. Если говорить о работе со страхами, то это будет предварительный этап, на котором педагог с детьми обсуждают чего боятся дети, выбирают наиболее широкую тему и начинают её обсуждать со всех сторон;
  • создание персонажей и декораций (рисование или лепка). Это уже будет второй этап работы со страхом, в ходе которого ему даётся изображение – внешний вид, происходит процесс экстериоризации страха;
  • съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров(фотографий). Это уже третий этап работы со страхом – манипулирование им;
  • монтаж (также этап манипулирование страхом)
  • озвучка (также этап манипулирования страхом, и ассимиляции полученного опыта)
  • Этап рефлексии обсуждение с детьми полученного в ходе подготовки мультфильма опыта проживания.

Сам мультфильм может быть выполнен в различных техниках:

  • Перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадры вырезанные картинки двигаются) – хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;
  • пластилиновая анимация (лепка из пластилина) – хорошо подходит для тех, кто любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация);
  • предметная анимация (используются готовые игрушки: «Лего», кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать;
  • сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами – крупы, манка, кофе) – от 10 лет, не более 4 участников;
  • пиксиляция (анимация с присутствием в кадре самих участников, дает возможность делать различные трюки – оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т.п.) Необходимо хорошее освещение в помещении, где происходит съемка, или возможность снимать на улице.

Также можно использовать смешанные техники.

При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.

Создание мультфильма с детьми – одно из эффективных средств формирования познавательного интереса. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников и школьников.

Таким образом, создание мультфильма – это технология, позволяющая педагогу решить одновременно множество целей и задач, задействуя все сферы для развития ребёнка.

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.

Меню