Игры с песком на световом песочном столе, для детей — это универсальная форма обучения, и коррекции, позволяющая одновременно восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные, моторные и большинство высших психических функции.

В дошкольном возрасте важное место в развитии ребёнка занимает эмоционально-волевая сфера её формирование и развитие. Поэтому с одной стороны детям необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой — игры и упражнения, которые помогают управлять эмоциями, распознавать чувства и правильно их отреагировать (социально приемлемым способом).

Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2-4 ребенка), развивают коммуникативные навыки и социальную активность.

Когда ребёнок играет с песком он проецирует свою внутреннюю реальность на полотно песка, там происходит то же, что и в его внутреннем мире. Если в его жизни присутствует агрессия, насилие, то это же будет присутствовать в игре.

Проигрывая с песком какие-либо сказочные сюжеты, ребёнок приобретает опыт символического проживания различных жизненных ситуаций, а также выхода из ни х разными способами. Этот опыт оседает на уровне бессознательного и присваивается психикой ребёнка также бессознательно. После ассимиляции опыта наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения, он начинает применять в реальной жизни опыт, полученный в игре с песком. Таким образом осуществляется, обратный перенос опыта. Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песок, затем опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее. Таким образом можно прорабатывать ненормативные страхи, тревоги, различные коммуникативные трудности. Самое главное, что для эффективности этой работы не обязательно использовать заданные сюжеты сказок или игр, не обязательно заниматься интерпретацией того игрового материала, который отыгрывает ребёнок, достаточно быть рядом, наблюдать включённо и заинтересовано. Вы выступаете организатором среды, где ребенок чувствует себя привычно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он — Творец. Так, вы позволяете ребенку самостоятельно поработать над своей проблемой, не внося туда свой психический материал.

Рисование песком в работе педагога-психолога или учителя-логопеда может быть полезным:

  • как совместное занятие в ходе консультирования детско-родительской пары, когда эмоциональный контакт между ребенком и родителем нарушен по тем или иным причинам (из-за дистанцированности родителя в связи с болезнью или работой).
  • как эффективный метод психотерапии. Рисование на столе снимает напряжение, помогает успокоиться, снять стресс, повысить самоуверенность. Контакт с песком используют специалисты в лечении неврозов, тиков, бессонницы.
  • в качестве одного из элементов вхождения будущего усыновителя в контакт с ребенком;
  • в индивидуальной работе учителя-логопеда с аутичными детьми;
  • как часть проводимого комплексного занятия по любой лексической теме;
  • для укрепления мышц рук и разработки суставов в работе с детьми, с нарушением опорно-двигательной аппарата (рисование песком благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов).
  • в формировании уверенности в себе, своих возможностях.
  • в развитии эмоционально-волевой сферы (отыгрывание неприемлемых или труднопонимаемых эмоций и чувств).
  • в развитии воображения и творческого потенциала ребенка. Рисование песком на таком столе — один из видов искусства. Во время занятий малыш фантазирует, импровизирует, закрепляет художественные и строительные навыки.

Инженерами конструкторами Новочеркасской Фабрики Интерактива были разработаны специальные световые планшеты и столы для работы с детьми.

Световой планшет для песочной анимации «Сэнд-лайт», «Сэнд-плюс»;

Стилизованные световые столы: «Дельфин», «Колодец», «Сундук», «Телега», «Краб», «Емеля на печи», «Медуза».

Интерактивный световой песочный комплекс «SandProf»

Играя с песком хорошо использовать музыкальное сопровождение, или яркие словесные образы предметов и явлений стихи и сказки.

Так зрительная память помогает воссоздать образ предмета или явления по словесному описанию. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает благотворное влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребенка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, именно поэтому в коррекционной работе с детьми весьма эффективен метод песочной терапии. Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся тактильными ощущениями, способствует активизации работы и левого и правого полушарий, тем самым гармонизируя работу мозга. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений. При этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги. Растормаживание сетчатки цветом способствует повышению остроты зрения глаза. Наиболее благоприятным для зрительной функции является зеленый цвет. Снижая зрительное напряжение, он отдаляет наступление утомления, а оранжевый и красный цвета наоборот раздражают рецепторы сетчатки глаза.

Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Коррекционная работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе).

Подбирая задания с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, можно в определенной мере управлять его активностью, ведь рисунки отображают внутренний мир: душевные переживания, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, мышление и настроение.

Приглушенный свет, теплый песок на подсвеченном столе, приятная музыка и сказка, это то, что помогает справиться с внутренними трудностями, переживаниями, поверить в себя, создавая собственные сюжеты для сказок и проигрывая их, перенося затем этот опыт в реальность.

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.