Моторикой обычно принято называть двигательную активность человека. Мелкая моторика — скоординированная работа мышечной, нервной и зрительной системы, выраженная в точечных движениях кистью и пальцами рук. Это ключевая сторона двигательной сферы, непосредственно связанной с развитием речи, мозговой деятельности, овладением предметными действиями.

Развитие мелкой моторики рук у детей — первый ключевой этап в формировании умственных способностей. Развитие речи и интеллекта зависит именно от того, насколько высок уровень данного навыка. Мелкая моторика тесно связана со зрением, нервной системой, памятью, вниманием, речью, восприятием. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Развитие мелкой моторики у детей — важнейший этап, определяющий насколько быстро и правильно будет происходить формирование речевых навыков. Дело в ом, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев расположены в непосредственной близости друг к другу и активация одних, ведёт к активации других по принципу доминанты, что подтверждается электрофизиологическими исследованиями мозга.

Стимуляция ладони и пальцев рук позволяет активизировать процессы практически всех участков головного мозга, тем самым ускоряя передачу нервного импульса, улучшая кровообращение и питание тканей.

В быту человека ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т.д., поэтому мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» а, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать карандаш и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики, тем самым ускоряя процессы развития речи и мышления, для этого педагоги и родители используют всевозможные игры и упражнения с рукой.

№ п\п Возраст Игры и упражнения
1. 0 — 2 года. Массаж общий и кистей рук, захват предметов, перекладывание предметов — мисочки и пирамидки, сортеры, тактильные мешочки дорожки и доски, бизиборды.
2. 2 — 5 лет. Массаж общий и кистей рук, пальчиковые игры, захват предметов, перекладывание предметов — мисочки  и пирамидки, бусины, сортеры, тактильные мешочки дорожки и доски, бизиборжы. Всё в более усложнённом виде. Добавляется лепка (тесто пластилин, глина), пазлы, мозаики и шнуровки соответственно возрасту, а также игры с песком.
3. 5 — 7 лет. Массаж общий и кистей рук, пальчиковые игры, всевозможные сортеры, тактильные мешочки дорожки и доски. Добавляется лепка (тесто пластилин, глина, воск), аппликация, вырезание ножницами, пазлы, мозаики, геоконты и конструкторы соответственно возрасту, а также игры с песком.

В результате развивается координация (оптико-пространственное восприятие), речь, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, двигательная и зрительная память.

На базе Новочеркасской Фабрики Интерактива, для облегчения работы с детьми выпущены такие многофункциональные комплексы как:

Наиболее распространённые игры и упражнения, которыми можно заниматься дома.

Пальчиковая гимнастика

Наиболее эффективные упражнения сенсомоторного развития у малышей от 5 месяцев до 1,5 года, те, которые протекают в увлекательной и интересной для его возраста форме.

  • Пальчики здороваются — поочередно каждый пальчик дотрагивается до своего собрата напротив.
  • Отлично работает веселая и всем известная игра-массаж «Сорока ворона кашу варила», а также игра «Ладушки».
  • Игра на пианино — пальчики хаотично приподнимаем от поверхности поочередно или все вместе.
  • Рисуем круги и восьмерки в воздухе каждым пальцем.
  • Разрывание бумаги (подходит деткам с 7 месяцев). Дайте малышу два листа цветной бумаги, он с удовольствием их осмотрит, ощупает, начнет мять и разрывать.
  • Перелистывание страниц книжки с картинками.
  • Бусы — перебирать мелкие предметы очень полезно. Наденьте на себя бусы с различного размера бусинами, ему очень понравиться перебирать их пальчиками.
  • Игры вкладыши (мисочки, пирамидки и т.п.) Их можно вкладывать друг в друга, строить башенки. Эта игра очень интересна малышам и формирует понятие о размере предметов.

Игры с мелкими предметами (бусины, пуговицы, камешки, крупа)

Такие игры проводятся только под наблюдением взрослых. Они оказывают всестороннее действие — развивающее, успокаивающее, тонизирующее, оздоравливающее. Отлично развивают моторику и тактильные ощущения. Насыпьте в мисочку любую крупу и дайте её ребенку. Он с удовольствием будет ее трогать, просыпать сквозь пальцы.

Предложите разделить заранее смешанные фасоль и горох, или же искать камушки в крупе. Задайте задачу нарисовать на белом картоне крупой солнышко или любой другой несложный рисунок. Хорошо работают для развития моторики упражнения с пинцетом или щипцами. Покажите как с помощью такого инструмента можно перекладывать предметы и попросите его переложить в бутылку с узким горлышком горошинки, камушки или бусинки.

Специальные игры для развития мелкой моторики.

Очень полезно и интересно для детей нанизывать бусинки и пуговицы на нитку, причем это можно делать не только в произвольной форме, но и усложнить задачу, предложив определенную последовательность нанизывания.

Мозаика.

Также дети любят играть с мозаикой, модно предложить ребёнку выложить простые изображения (солнышко, цветочек, дорожку и т.д.), или выкладывать по заданному образцу.

Игра с Бизибордом.

Завинчивание и раскручивание крышек любых сосудов (лучше разных по форме, размеру) отлично развивает ловкость пальчиков. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, шнуровка — развивает моторику, концентрацию и приучает к самостоятельности. Поэтому обязательно просите ребенка включатся в процесс одевания.

Лепка.

Здесь важно работать с разными материалами: пластилин, глина, пластичное тесто. Причем процесс лепки должен каждый раз проходить в новой форме. Например, пластилином можно не только что-то лепить, но и оклеивать им бутылки, тем самым придавая новую форму какого-то предмета (кувшина, вазы и т.п.). Выкладывать на картоне пластилиновыми шариками, полосками, конкретно заданный рисунок. Из глины полезно и увлекательно делать отпечатки ладони, пальцев, фигурок, сложенных из пальцев или выполнять отпечатки посторонних предметов. Лепка очень увлекательна для детей любого возраста и не ограничивает в фантазиях.

Игры с песком.

Они помогают не только в развитии сенсомоторики, но и в раскрытии творческого потенциала, а также успокаивают нервную систему. Можно рисовать на ровном песке пальчиком различные фигуры, прятать в него много мелких игрушек и находить, можно задавать задачи насыпания определенного количества горочек песка и т.п.

Игры с песком или мелкой крупой — отлично развивают у детей мелкую моторику.

Вырезание, рисование, паззлы, конструирование.

На развитие мелкой моторики невероятно благотворно влияет вырезание ножницами различных фигур. Сначала нужно начинать с простых задач — предлагать вырезать фигуры с прямыми линиями. Затем усложнять задания — вырезаем силуэты, снежинки, сложные фигуры. На занятиях рисованием следует задействовать как можно больше разных техник — рисование по точкам, штриховка, дорисовывание части рисунка, обводка по контуру, рисование определенного элемента не отрывая руки. Паззлы и конструкторы — эффективнейший способ развития мелкой моторики, воображения, логики, памяти, выработка такого качества, как усидчивость и аккуратность. Для малышей отлично подходят мягкие объемные паззлы, для детей постарше наборы с составлением определенных картин, композиций.

Важно помнить, что занятия с ребёнком полезны не только самому ребёнку, но и родителю, так как позволяют наладить более тесный контакт и доверительные отношения. Чтобы занятия проходили с пользой, от родителей требуется участие и терпение.

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.

 

.